16.01.2014 | 10:09

Печать. 16 января 2014

Российский институт культурологии, которому грозит слияние с Институтом культурного и природного наследия имени Лихачёва, по-прежнему в заголовках многих СМИ. Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев в интервью газете «Известия» сказал, что судьба института, скорее всего, будет решаться на общественных слушаниях. Между тем, в министерстве культуры уже высказывалось мнение о том, что два института фактически объединились – и объединились давно. В ответ на подобную официальную точку зрения, киновед Кирилл Разлогов, возглавлявший Институт культурологии с 1989 по 2013 год – также в комментарии газете «Известия» – заявил, что общественность проголосует за слияние. Подробнее о прогнозах – на страницах издания. Другие темы утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
180 лет назад, в январе 1834 года, у тобольского прокурора барона Криденера родился сын. Свою фамилию отец новорожденному дать не мог: младенец был незаконнорожденным, но в историю барон все же попал и именно благодаря сыну, ставшему впоследствии знаменитым живописцем, Василием Перовым. Фамилию свою будущий классик получил благодаря местному учителю чистописания – тот восхищался, как ловко ученик обращается с гусиным пером. А чуть позже – и кистью. За несколько лет учебы в Московском училище живописи он – небывалый случай – получает за свои работы две серебряные и две золотые медали. Его картины – пишут Аргументы и факты – чисто сюжетная литература, драматургия. Недаром художника ещё при жизни сравнивали с ведущими писателями того времени. «Это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», – приводит издание слова Николая Собко, критика и первого биографа Перова.

***
Издателю легендарного эмигрантского журнала «А-Я», художнику Игорю Шелковскому далеко не впервые приходится делать выставки в Москве. Но собранную ретроспективу в Мультимедиа Арт Музее можно, как пишет «Коммерсант», считать образцовой. Название выставки – «Постоянство перемен» – проиллюстрировано вещами, между которыми 30 лет. В этом промежутке и располагается основной нерв искусства Шелковского. Художник, отмечает издание, «...синтезирует машинное и художественное так, что его язык кажется языком самой индустриальной цивилизации, в которой каждый элемент, от дорожного знака до городского силуэта, проникнут дизайнерской мыслью... На выходе у него почти иероглифы, свободные сочетания узнаваемых и простых элементов».

***
80 лет назад, в январе 1934 года, умер замечательный русский поэт и писатель Андрей Белый. Годы его жизни в Берлине – пишет газета «Русская Германия» – были настолько продуктивны, что литературоведы называют их «берлинским Болдино Белого». Белый выехал в Берлин в ноябре 1921-го. К этому времени в Германии уже были изданы на немецком языке его романы «Серебряный голубь» и «Петербург». В чемодане, с которым он сел в поезд Ковно – Берлин, писатель вёз несколько незавершённых статей и неоконченных стихотворений, которые намеревался опубликовать в Берлине. «...Расстояние в полторы с лишним тысячи километров между Москвой и Берлином – это не только географическое понятие. Андрей Белый заставляет себя думать, что он уезжает из старой жизни – в новую...», – отмечает издание.

Новости культуры