15.01.2014 | 12:02

В Новосибирске восстановили старинные технологии изготовления мозаичных икон

Выкладывать лики святых из кусочков стекла начали еще в Византии. В наше время мозаичные иконы по старинным технологиям делают в Новосибирске. Самую большую изготовили для храма Пророка Илии в областном Каргате. Высота иконы около пяти метров, ширина – полтора. Вес – шестьсот килограммов. Мозаичным панно мастера дают гарантию на века. Ведь цементу и стеклу ни мороз, ни жара не страшны. Но кропотливая техника подвластна не всем. Как образы святых переносят на мозаику, рассказывают «Новости культуры».

Создание мозаичных икон – работа филигранная, погрешностей не терпит. Ровным слюдяным заготовкам нужно придать форму. Верх мастерства – крохотная слеза на лике Спасителя. И ещё, образ святого не должен отличаться от канона.

«Нужно прочувствовать святость образа и нужно знать, в чём деяние святого, почувствовать его как личность, – рассказывает художник-мозаичист Ирина Кононова. – Лики – наиболее сложная и кропотливая работа, и каждый художник к этому стремится».

И может уйти несколько лет, чтобы доверили работу над ликом святого. А начинают все мозаичисты с малого – делают облака, фон икон. И это несмотря на то, что приходят в мозаичную мастерскую дипломированные художники. И здесь учатся не только мастерству мозаики.

«Обучение мозаичистов заключается ещё в том, чтобы переломить художественную самость, ведь реализация в искусстве – одно, а церковном – другое, ведь иконы не подписываются», – говорит заместитель директора мозаичной мастерской Людмила Тарасова.

У кого не получается совладать с собой, уходят, остаются самые преданные этому искусству.

Работают в мастерской сразу над несколькими образами. Заказов много. Делают на всю Сибирь. Например, образ Спаса нерукотворного делают в храм города Прокопьевска.

Самая грандиозная работа сегодня - образы и скульптуры восьми архангелов. Для часовни в Искитиме. Как говорят художники, такая часовня, посвящённая Архангельским силам, первая в стране.

Новости культуры