28.07.2011 | 11:25

Открыта выставка "О наивном и вечном на земле"

Государственный центр современного искусства открыл Пятый фестиваль коллекций. Проект, задуманный как «Диалог собирателей», в этом году продлится до середины октября. Все это время публика сможет видеть редко выставляемые работы из частных собраний, а коллекционеры – спорить о будущем актуального искусства в России. Но начать решили с бесспорного. Выставка «О наивном и вечном на земле» представляет работы классиков отечественного примитива. Подробности - у «Новостей культуры».

Куратор выставки Сергей Тарабаров говорит: «Многие наивные художники очень мастеровитые, они сами себе все делают, очень хозяйственные».

Также по-хозяйски, очень осторожно коллекционер Сергей Тарабаров распаковывает деревянные скульптуры, лучшие в его коллекции. Автор этих народных образов - Александр Суворов. Один из немногих наивных художников, кто рискнул не только рисовать, но и вырезать.  «Конечно, проще картины писать, тем более в картинах все просто», - говорит Тарабаров.

Сердечные, чистые, простые, не испорченные цивилизацией, одним словом, наивные. Суворов, Ржанников, Григорьев, Волкова... Их не так много, и сейчас они - классики.  Волкову называют главной сказочницей наивного искусства. За созданного ею льва коллекционеры готовы были отдать большие деньги: царь зверей получился очень милым. Все персонажи Елены Волковой друг на друга похожи, будь-то человек, волк или рыба. Почерк художника определяется сразу. «Очищенный прожитый путь, рай, в котором хотелось находится и который хотелось видет вокруг себя. Вот это они писали собственно», -  комментирует искусствовед Ольга Дьяконицына.

По профессии литейщики, колхозники, стрелочники эти художники не получили специального образования. Наивное искусство не терпит правил. Искусствоведы знают случаи, когда самородки поступали в художественные школы и теряли дар удивлять. «Именно художники заметили наивов. Это произошло и в Европе, и в России, - говорит Ольга Дьяконицына. - Их обнаружили потому, что они были совершенно новыми, непонятными, проникновенными».

Свои первые картины Василий Григорьев писал на проклеенной бумаге и сушил в ванной на бельевой веревке, а потом продавал на Арбате. В 1980-е годы по 15 рублей за штуку. Призывая покупателей, Григорьев говорил: «Подари себе радость». Откликались многие.