14.01.2014 | 10:39

Третьяковская галерея готовит масштабную выставку Александра Головина

Масштабные монографические выставки, которые не первый год проходят в Третьяковской галерее, превратились в непременную составляющую художественной жизни столицы. Их героями уже были Левитан, Коровин, Нестеров, и вот – Головин. Экспозиция, которая откроется в конце марта, приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося художника и сценографа Серебряного века. Дата пришлась на 2013-й, но празднования продолжаются. Часть работ Александра Головина реставрируется специально для выставки, некоторые будут представлены в столице впервые. О подготовке проекта – в репортаже «Новостей культуры».

Картина «Умбрийская долина» станет символом предстоящей глобальной выставки Александра Головина. На афише и пригласительных билетах будет эта гирлянда розовых роз. В ней художник выразил весь пейзаж благословенной Италии. Подобно тому, как жаркую Испанию он передал в выжженных, белёных домах в декорациях к «Дон-Кихоту» и «Кармен». Выставка в Третьяковке покажет, как оформление опер и балетов тесно связано со станковой живописью Головина. Театрализация была характерна для всей эпохи и стиля модерн.

Очень полно на выставке будут представлены театральные портреты Головина. Больше всего художник писал Федора Шаляпина. Из Петербурга приедут образы Бориса Годунова и Фарлафа. Но центральным станет портрет певца в роли Олоферна из оперы «Юдифь».

Артистов в образе Александр Головин стал писать первым. В свойственной лишь ему манере.

«Это квинтэссенция декоративизма, – поясняет куратор выставки, доктор искусствоведения Элеонора Пастон. – Такой образ символический, символистский – если говорить о стилистики. Вырастает из вот этой орнаментики – окружающей актера. Потому что жесты рук повторяют орнаментику его одежд и это заостряет образ».

Головин создавал его в своей мастерской над сценой Мариинки. Работницы театра (швеи, например) позировали ему для серии испанок к опере «Кармен». На выставку соберут почти все эскизы этих костюмов. В Третьяковке недавно отреставрировали «Кащеево царство» – эскиз к дягилевскому балету «Жар-птица». Великий сценограф работал не только для императорских театров.

«Кажется таким ковром абсолютно плоским – на самом деле – вот здесь кулисы, небольшое пространство перед задником – на котором расположен приставной отдельно сделанный заборчик, каменная стена с изображением рыцарей, которые оживали, – говорит заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова. – Вот это яблоня, вот также застывшие царевичи превращенные в камни, вот ворота, из которых выходили царевны, а дальше сам замок Кащея».

Специально отреставрировали и картину «Женщина в шляпе» из смоленского музея. Головин оформлял почти все спектакли Мейерхольда в Александринском театре. Из Петербурга приедут костюмы к легендарному «Маскараду», премьера которого совпала с началом революции 1917 года. После Великой Отечественной ходил слух, что бомба попала в декорационный цех, и все головинские костюмы сгорели.


«Военным временем воспользовались для того, чтобы снять спектакль репрессированного Мейерхольда, потому что в 40-м Мейерхольд был расстрелян, – рассказывает ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств Александр Чепуров. – Тогдашний руководитель театра Леонид Сергеевич Вивьен – ученик Мейерхольда – лелеял надежду когда-нибудь возобновить спектакль и наложил резолюцию: “Спектакль снять, вещи хранить вечно”».

«Александр Головин. Фантазии Серебряного века». Так будет называться выставка. Илья Репин говорил, что Головин в своих работах «очень честно доискивается правды». И это удивительно для такого художника декоративиста и символиста. Символами, узорами, красочными мазками он выражал суть. Оценить его мастерство в полной мере сможем скоро на самой масштабной выставке Третьяковки 2014-го, которую соберут из 24 музеев России.

Новости культуры