28.07.2011 | 13:30

Риккардо Мути: "Сначала музыка, затем слова"

Риккардо Мути принимает поздравление с юбилеем. Выдающемуся итальянскому дирижеру – 70. Свое жизненное кредо Риккардо Мути выразил в названии автобиографической книги: «Сначала музыка, затем слова». Его служение искусству называют неутомимым, а порой даже деспотичным по отношению к исполнителям. Однако каждый музыкант считает за честь работать с маэстро. В юбилейный год титулованного дирижера ждет подарок – одна из самых престижных наград в области классической музыки – премия Биргит Нильсон. Рассказывают «Новости культуры».

Его властные жесты знамениты на весь мир. Аристократичного и даже в чем-то мистического Риккардо Мути ни с кем не спутаешь. Москва лично познакомилась с маэстро и покорилась ему 22 года назад. Гастроли труппы Ла Скала под руководством Рикардо Мути в 1989 году знатоки вспоминают до сих пор.

«В 1989 году Москва сходила с ума от всех новшеств, которые были, и думала, что всегда, каждый год у нас будет Ла Скала, и каждый год у нас будет Английская Королевская опера. Этого не случилось, но настроение было такое, что Риккардо Мути принимали, как героя, как освободителя, как того, кто принес нам какую-то истину», – вспоминает музыкальный критик Алексей Парин.

За дирижерский пульт миланского театра Мути встал, имея за плечами многолетний опыт работы. Маэстро руководил фестивалем «Флорентийский музыкальный май», управлял одновременно Лондонским и Филадельфийским симфоническими оркестрами. 19 лет его правления в Ла Скала назовут золотым временем. Итальянский маэстро поставил здесь более 50 опер.

«Сегодня большая редкость, когда так много сил отдает дирижер именно опере. Все увлекаются больше симфоническими концертами, там меньше надо трепать себе нервы. Естественно, певцы болеют, то еще что-нибудь», – говорит народная артистка СССР Галина Вишневская.

Маэстро принципиален в изложении нотных текстов. Эксперименты для него недопустимы. Трактовка Мути подразумевает максимальную приближенность к авторским ремаркам. Так что, если в партитуре композитора «эффектные» верхние ноты отсутствуют, спорить с дирижером бесполезно.

«Та же Мария Гулегина рассказывала, когда она с ним готовила партию Леди Макбет, как тщательно он вместе с ней проходил именно все указания Верди. Это для него было очень важно», – отмечает Алексей Парин.

В последние годы Рикардо Мути увлечен русской музыкой. В его репертуаре– Чайковский, Стравинский, Скрябин, Шостакович. Правда, в России маэстро бывает нечасто, зато каждый его визит превращается в мастер-класс для молодых музыкантов.

«Риккардо Мути был у нас в школе. Приехал в Москву и был у нас, в Центре оперного пения. Мы показали ему несколько певцов. Он тогда отобрал для своих спектаклей постановок Алексея Тихомирова – наш ученик – и Кузьмина-Караваева. Они пели с ним в Зальцбурге, в Римской опере», – делится Галина Вишневская.

Кажется, что в его календаре нет ни одного свободного дня. Постоянный участник крупнейших международных фестивалей и благотворительных концертов руководит сейчас двумя оркестрами – Молодежным Луиджи Керубини и Чикагским симфоническим. Маэстро признается: теперь ему «не нужно бороться за власть и успех, можно просто заниматься любимым делом».

Читайте также:
Риккардо Мути отметит 70-летие в Зальцбурге