31.12.2013 | 11:42

85 лет со дня рождения Татьяны Шмыги

«Женщина-праздник», «фейерверк» - такой запомнилась народная артистка СССР Татьяна Шмыга. Профессия обязывала ее быть воплощением стиля – и на сцене, и в жизни она была безупречна, настоящая леди. В юности мечтала стать серьезной камерной певицей, но судьба решила иначе. Впрочем, оперетту, которой Шмыга посвятила всю жизнь, она считала не менее серьезным жанром. Ведь на сцене, по ее словам, нужно было петь, как оперной певице, танцевать, как солистке балета, играть, как драматической актрисе. Из этого сплава и возникла королева оперетты – Татьяна Шмыга. Сегодня 85 лет со дня ее рождения. Рассказываю «Новости культуры».

Про нее говорили: «Татьяна Шмыга – это оперетта, а оперетта – это Татьяна Шмыга». Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из «Летучей мыши», Диана из «Эспаньолы»... Московской оперетте артистка отдала более полувека и овладела всеми секретами жанра, который, по ее словам, как «шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу».

«Нет у меня никакой биографии. Родилась, училась, работаю», – сказала однажды Татьяна Шмыга, и, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография...». Началась она с Виолетты из «Фиалки Монмартра» в постановке Театра оперетты, куда Шмыга была зачислена по окончании ГИТИСа. 15 лет спустя она выступит в новой постановке «Фиалки», но уже в роли примадонны Нинон.
Светлана Варгузова, народная артистка РСФСР, вспоминает: «Тоже был очень интересный спектакль. Я играла тогда Виолетту, а Татьяна Ивановна играла Нинон. Помню репетиции, она в таком красивом платье… Публика принимала великолепно ее».

Выходить на сцену в классических опереттах — Кальмана, Штрауса, Легара — Шмыге приходилось не так часто, как хотелось.
Роль Глории Розетти в оперетте «Цирк зажигает огни» стала одной из самых известных для Татьяны Шмыги.

Вспоминает Юрий Веденеев, народный артист РСФСР: «Я был еще школьником и был на премьере. Еще театр был на Площади Маяковского, где сейчас Театр Сатиры. Она играла блистательно. У нее много ролей запоминающихся – и «Белая акация», и «Поцелуй Чаниты»… Композиторы писали в то время на актрис».

Луиза Жермон из «Гусарской баллады» сделала Татьяну Шмыгу звездой советского экрана. В 1962 певица снялась в ленте Эльдара Рязанова. Она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы, приехавшей в Россию. Свою героиню Шмыга не жаловала — говорила: «Мне эта роль непонятна — ни начала, ни конца».

По-настоящему раскрыть свои драматические способности она сможет в 2005 в Театре имени Ермоловой. Шмыга выступит в спектакле «Перекресток» по пьесе Зорина в постановке Владимира Андреева.
«Когда зашел разговор о том, что в «Перекресток» надо приглашать какую-то своеобразную личность, то я узнал, что Таня мечтает попробовать силы на драматической сцене, - рассказывал Владимир Андреев. – Татьяна удивительно была серьезна, въедлива. К каждому слову она возвращалась, к эпизоду и снова готова была идти и задавать вопросы, очень придиралась к себе, очень.»

Даже в последние годы Шмыга считала работу лучшим средством от грусти, и не позволяла себе выходить на сцену с микрофоном.