27.12.2013 | 11:26

В музее-усадьбе "Архангельское" открыли восстановленную анфиладу парадных залов главного дворца

Достойное завершение Года 400-летия династии Романовых в музее-усадьбе «Архангельское». В анфиладу парадных залов Дворца возвращается после реставрации Императорский зал. Чтобы воссоздать его торжественную атмосферу, реставраторам понадобилось изучить массу исторических документов, старинных описей, фотографий. Восстанавливали не только архитектурные элементы, но и мебель, зеркала, светильники, живопись. Кстати, картины размещены в зале именно так, как задумывала последняя владелица усадьбы княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Рассказывают «Новости культуры».

Пройтись по паркету, по которому ходили еще императоры династии Романовых, впервые с 1985 года, снова можно. Этот зал – единственный в главном дворце, где покрытие сохранилось. На стенах портреты монархов – от Петра Первого до Николая. Князь Юсупов был приближен ко многим.

«Князь Юсупов жил при шести императорах, служил четырем и короновал троих», – говорит директор музея-усадьбы «Архангельское» Андрей Бусыгин.

Один из тех, кого короновал Юсупов – император Александр Первый. Специально к его визиту в Архангельское когда-то и был создан Императорский зал. Напоминание о тех событиях – внушительных размеров портрет царя со свитой художников Анри Ризенера и Жак Франсуа Свебаха. Кстати, именно это полотно доставило реставраторам больше всего хлопот.

«Разобрали рамы, они лежали отдельно детали рамы, – говорит реставратор Илья Воронин. – Произошла некоторая деформация, пришлось устранять это».

Много времени заняло и декоративное убранство картины Петра Первого – сложно было восстановить дубовые листья и корону, которыми украшена рама. Практически в первозданный вид реставраторы привели и мебель, и французские каминные часы XVIII века, которые замерли на одной цифре, и изящные светильники.

«Каждый хрусталик снимался со светильника, промывался отдельным образом, если внимательно рассмотреть, тони все крепятся на такой коротенькой проволочке, проволочка тоже старая, подлинная», – рассказывают главный хранитель музея-усадьбы Архангельское Людмила Гринева.

Весь интерьер зала отражается в трех зеркалах, которым больше двухсот лет.

Зеркала составляли из двух и более деталей. Дело в том, что в те времена технологии не позволяли изготовить стеклянное полотно больших размеров, которое бы не искажало. Главное правило – никакого новодела. Реставраторы максимально сохранили интерьер Императорского зала таким, каким он был при последней владелице усадьбы Зинаиде Юсуповой. Впереди – открытие парадной спальни и южного зала художника Робера. Они распахнут двери для посетителей в середине февраля.

Новости культуры