25.12.2013 | 09:37

"Шизгара" на сцене петербургского театра имени Комиссаржевской

В петербургском театре имени Комиссаржевской премьера. Спектакль «Шизгара» режиссёр Роман Смирнов поставил по мотивам романа советской писательницы-диссидентки Юлии Вознесенской «Женский Декамерон». Название постановки вполне многослойно. Это не только отсыл к эпохе, когда убойная композиция голландской группы «Shocking Blue» стала неофициальным гимном советских меломанов. В оригинале главный европейский хит 1970 года назывался «Венера» и был посвящён женскому началу, которое неистребимо и непобедимо в любых условиях. Рассказывают «Новости культуры».

За полгода репетиций режиссер Роман Смирнов и десять актрис театра создали спектакль по роману Юлии Вознесенской «Женский декамерон». На сцене – быт советских 70-х: банки со сгущенкой и солеными огурцами, японский радиоприемник, газета Правда. Сюжет прост: десять женщин разных профессий и социального статуса: инженер, стюардесса, жена диссидента, чиновница из обкома партии – попадают в больничный карантин.

«Это потерянное женское поколение, – говорит заслуженная артистка России Маргарнита Бычкова. – Есть реплика в спектакле “они на Западе совсем не то закупают, а нам бы помаду, потому что, мы хотим быть красивыми и носить капроновые колготки”. Я посвящаю этот спектакль своим маме и папе».

Десять дней женщины находятся в одной палате и, подражая Декамерону, пытаются развлекать друг друга рассказами о любви, изменах, надеждах, в конечном счёте – о том, как выжить. Способ у каждой свой.. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от психологии монологов, художник-постановщик использует для оформления только койки, причем, списанные из реальной больницы.

«Создать некую стерильную среду, в которой живут живые люди, некоторые истории жуткие, но девочки это делают роскошно и все равно в них столько позитивного… в самих персонажах», – говорит художник Сергей Пастух.

«Поразил этот материал, то что мы делаем в своем спектакле, – признается актриса Кристина Кузьмина. – Это не одна десятая, а одна сотая того, что написала Юлия Вознесенская в своем романе».

«В те годы люди обладали качествами, о которых хотелось бы современному человеку напомнить, – говорит Роман Смирнов. – Они более наивны, несмотря на то что они жили в такое чернушное время – у них была надежда на свет».

В вечер премьеры большая часть зрителей – представители поколения, чья молодость пришлась на рубеж 70-80-х. Постановку на два с два с половиной часа показали с привычным антрактом – но режиссёр хочет, чтобы в дальнейшем спектакль шел без перерыва. Чтобы не нарушать ритм иного времени. Люди старшего поколения смотрят на свое прошлое, затаив дыхание. Два с половиной часа откровений в день премьеры разделили антрактом, но в будущем режиссер хочет давать спектакль без перерыва, чтобы ни у актрис, ни у зрителей не было шанса вернуться обратно в современность раньше времени.

Новости культуры