25.12.2013 | 09:29

Коллективный портрет российского купечества на выставке в Историческом музее

В Государственном историческом музее открылась выставка "Купеческий портрет XVIII – начала XX веков". По сути, экспозиция охватывает весь временной диапазон развития и этого жанра изобразительного искусства, и героя жанра – представителя «третьего сословия» Российской империи. Как потомки вчерашних крепостных вырастали до меценатов и благотворителей, узнала съемочная группа «Новостей культуры».

Большинство этих портретов было заказано изображенными на них представителями купеческих родов с конкретной целью – сохранить память о себе для потомков. Портреты и даже целые портретные галереи были своего рода знаком, отличавшим купцов от мещан и крестьян, из которых они часто происходили. Предпринимательство играло роль социального лифта. Купцы могли стать дворянами. Пример – Строгоновы, Демидовы.

«Это очень активная часть русского общества, – говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. – Это промышленники, это люди, которые шли на Восток, прирощая новые земли. Это люди, которые создавали новые производства. К какому сословию можно отнести оцта Савы Морозова? Крепостной крестьянин, который мог купить своего барина – по своему достатку, который имел».

Эта выставка наглядно демонстрирует не только то, как менялся стиль живописи на протяжении двух веков – XVIII и XIX, и то, как менялось самосознание купцов. Если поначалу они довольствовались стилизованным изображением с типичными признаками своей профессии, то позднее стали появляться психологические портреты. Вот знаменитый старообрядец Павел Михайлович Рябушинский, промышленник, банкир, филантроп. А вот фабрикант Алексей Иванович Абрикосов. Он заказал своей портрет известному художнику Валентину Серову, но допустил одну бестактность – не пригласил художника к завтраку.

«Вещь считается неоконченной, – поясняет куратор выставки Наталья Перевезенцева. – В двухтомнике Серова есть цитата о том, что Серов хотел послать гневное письмо своему заказчику, где он писал, что если вам неизвестно сударь, что художников зовут к столу, а если не зовут к столу, то кормят на кухне, и так далее».

Считается, что Серов по этой причине оставил портрет незаконченным. Правда, в чем именно – сказать, глядя на картину, очень трудно. Среди купеческих портретов, особенно ранних, встречается и много женских. С точки зрения коллекционирования женские портреты были предпочтительнее мужских.

«Поскольку тот народный костюм с украшениями писался очень мало поддающимся времени краской белилами, они сохранялись лучше», – говорит Наталья Перевезенцева.

С середины XIX века наряду с живописью большую популярность в России завоевала светопись. Купцы с удовольствием фотографировались на память. Дагерротипы в свое время поражали реалистичностью. Но все равно очень долго сохраняли особенность и стилистику портрета живописного.

Новости культуры