29.07.2011 | 23:37

Литературно-музыкальный сюрприз от Александра Филиппенко и Алексея Уткина

В Тарусе завершается музыкально-художественный фестиваль Фонда Святослава Рихтера. Основанный легендарным пианистом, он во многом перекликается с московскими «Декабрьскими вечерами». Оба смотра – это высочайший уровень исполнителей и интересные программы. Завтра выступают Александр Филиппенко и ансамбль «Эрмитаж» Алексея Уткина. Какой литературно-музыкальный сюрприз они готовят слушателям финального концерта фестиваля – первой узнала съемочная группа «Новостей культуры».

На московских рихтеровских фестивалях Александр Филиппенко бывал лишь как зритель. В Тарусском примет участие впервые и сразу с очень серьезной программой.

К творчеству Солженицына Филиппенко обращается не впервые – в его репертуаре рассказ «Один день Ивана Денисовича». На этот раз задача поставлена сложнее. «Крохотки» – литературные миниатюры, созданные писателем в 1960-е и 1990-е, – в тандеме с прелюдиями Шостаковича конца 1930-х годов. Они сопоставимы по смыслу и по форме.

«Каждая из этих пьесок, как симфония маленькая. Так же, как и "Крохотки". Это может быть четверостишие в прозе, но там столько смысла, как в целом романе», – подчеркивает народный артист России Алексей Уткин.

Александр Филиппенко глубоко прочувствовал тексты Солженицына, а прелюдии Шостаковича уже давно в репертуаре камерного ансамбля «Эрмитаж» и Алексея Уткина. Сейчас перед ними стоит задача свести все в единую партитуру. Репетиций пока было мало, и говорить об этой весьма серьезной работе еще рано. Такобъяснил свой отказ от интервью Александр Филиппенко. Артист в этом проекте не только чтец и режиссер, ему еще и оркестром руководить приходится. В этом непростом деле Александру Филиппенко помогает маэстро Алексей Уткин.

Впервые на суд публики эту работу артисты вынесут завтра в Тарусе – городе Цветаевой, Паустовского, Рихтера. Но участники проекта не называют это премьерой.

«Будем так считать, генеральная репетиция не в Москве», – поясняет народный артист России Алексей Уткин.

После нее, возможно, в программе появятся какие-то изменения, а исполнение в Тарусе окажется лишь эскизом. Но, как известно, эскизы и наброски в искусстве ценятся высоко.