24.12.2013 | 09:53

В Москве начал работу Международный фестиваль "Зодчество-2013"

В столичном выставочном комплексе «Гостиный двор» начал работу международный фестиваль «Зодчество». Масштабная программа предусматривает смотры-конкурсы работ отечественных и зарубежных архитекторов, но открывается концептуальным кураторским проектом, главную роль в котором отвели молодым. Что такое национальный ландшафт для нового поколения зодчих – «город-сад», или ни того, ни другого? – выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

Пространство Гостиного двора – будто город, поделенный надвое молодыми архитекторами. Их чуть ли не впервые допустили к участию в авторитетном фестивале. И их же назначили ответственными за концепцию под названием «Национальный ландшафт».

На зеленом газоне, что в центре выставки, словно в парке, можно присесть или прилечь, и подумать: что же сегодня является русским национальным ландшафтом? Старинные храмы и ветхие избушки или бабушкины хрущевки?

Не без вдохновения выложенная инсталляция блочной однушки, проекции панорам российских городов позапрошлого века, из фондов Щусевского музея. Так выглядит манифест кураторов, которые бьют тревогу: российский национальный ландшафт под угрозой.

«Во-первых, главный документ, который очерчивает правовое поле в сфере городского развития – градостроительный кодекс – он направлен на введение территории страны – в коммерческий оборот, – говорит директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина. –Это и ставит под угрозу российский национальный ландшафт».

«Вот эта часть с зеленым газоном – это и есть то самое пространство, которое мы старались защитить, – поясняет архитектор Антон Ладыгин. – В данном случае защитить от того количества обязательной экспозиции, которая могла бы превратить этот фестиваль в чисто деловое пространство. Но мы добавили сюда большое пространство ландшафта, мы его оберегали, не разрешали развешивать там рекламу или какие-то материалы графические, чтобы не отвлекать от созерцательного настроения».

Однако за пределами идеологической части – так называемого оберегаемого ландшафта – оказываются в основном те самые коммерческие проекты высотных домов и торговых комплексов, которые так нивелируют национальный облик городов. Большая часть направлена на развитие Москвы и Московской области. А как сохранить «национальный ландшафт» в России, похоже, никто не знает.

«Раз в 10-15 лет меняется совокупность представлений о том, как должен выглядеть город, какими средствами этот город может и должен строиться, как он должен выглядеть, и так далее, – отмечает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. – Меняются достаточно радикально эти представления. Сейчас мы живем во время изменения этих представлений. Это очень непростое время. Сегодня нет, и не может быть единого ответа на все те многочисленные проблемы, которые возникают».

Удивительные по изобретательности и философскому осмыслению проекты оказались у авторов архитектурных решений православных храмов. Среди 20 лучших – и сооружения канонических форм, и те, которые больше похожи на культурные центры, чем на культовые здания. Часть проектов, которые можно реализовать – будут реализованы. Изменят ли они национальный ландшафт к лучшему – сказать сложно.

Новости культуры