23.12.2013 | 09:59

Театр Наций представляет премьеру "Гамлета" от режиссёра Робера Лепажа

Очередная, не весть какая по счёту версия шекспировского «Гамлета» появилась в столичной афише. «Гамлет. Коллаж» – полное название спектакля, премьера которого состоялась в Театре Наций. Постановщик – Робер Лепаж. Знаменитый канадский режиссёр в России хорошо известен – он постоянный участник международных фестивалей. Но до сих пор спектакли привозил, а теперь, впервые ставил в Москве и с российским артистом. Он считает, что за эту пьесу можно браться только тогда, когда найдешь своего Гамлета. В Театре Наций нашёлся для него такой. Рассказывают «Новости культуры».

Знаменитый, и кажется, давно избалованной вниманием, Робер Лепаж сам начинает интервью – говорит: потрясен количеством камер, так много вокруг себя видел только на каннском кино фестивале. Но после опыта работы в России многое теперь видится ему по-другому.

«Театр в России – не просто работа, а некая религия, театральная вера, – говорит Робер Лепаж. – Мне повезло работать с очень талантливыми людьми в разных странах. Но сейчас я должен признаться, что самый смелый и талантливый актер из всех – это Евгений Миронов. Потрясающе смелый и щедрый в работе. Вы обратили внимание, в какой он блестящей физической форме? Я тоже приложил к этому руку – так замучил его за год».

Ставить «Гамлета» Миронову предложил Лепаж. Он же решил делать моноспектакль. Миронов – все в одном: королева, злодей-дядя, Офелия. Полоний и Лаэрт, Розенкранц и Гильденстерн. И конечно же, принц Гамлет. А еще тот – безумный актер, который вздумал все это сыграть.

«Для меня это не просто “Гамлет”, это история, которая рассказана и представлена неким актером, который в плену своих идей, своих представлений об этой пьесе, – рассказывает Евгений Миронов. – И в этом смысле это очень здорово, потому что это очень театральная получается история. Это театр в театре. История, рассказанная внутри про творчество. Про то, что оно не имеет никаких границ, и может довести до безумия».

Безумие, сумасшествие – про это хотелось поговорить создателям спектакля. А еще – красной нитью – неожиданная, кажется, для «Гамлета» тема шпионажа: Полоний следит за дочерью и Гамлетом, Лаэрт – за Офелией, король посылает Розенкранца и Гильденстерна шпионить друг за другом. Отсюда и эпоха, возникающая в спектакле – 60-е годы ХХ века: пик популярности шпиономании. Романтик-Гамлет в версии Лепажа отлично вписывается.

Многоликому Миронову в моно-«Гамлете», кроме перевоплощений, достаются два часа виртуозного балансирования внутри огромного вращающегося куба. Дает себя знать опыт Лепажа как постановщика шоу для цирка Дю Солей. По замыслу режиссеру, герой перевоплощается мгновенно, крутит столы, меняет парики и береты, разговаривает с собственными проекциями, дерется на дуэли с тенями. Для этой роли актеру требуется не только талант, но недюженные физические способности. Спектакль – ювелирной технической сложности. Евгений Миронов шутит: все, задействованные в процессе – костюмеры, гримеры, невидимые руки, помогающие скоростному перевоплощению героя, – по виртуозности и ответственности – не меньше, чем принц Датский Гамлет.

«Образ куба предложил Робер Лепаж, – поясняет сценограф Карл Фийон. – И мне кажется, куб – прекрасная идея для такого персонажа как Гамлет, потому что это очень измученный персонаж, закрытый, у которого много конфликтов в жизни, и куб – пространство закрытое – которое как бы давит ему на голову – это прекрасное концептуальное решение для такого героя».

Замес из юмора, лирики, психологических нюансов и новейших технологий – вот, чем Лепаж знаменит во всем мире. Его новый – долгожданный и – уже очевидно – невероятно притягательный – «Гамлет» с единственным Мироновым в главной роли заставляет поверить: на Шекспира, которому в будущем году исполнится 450 лет, все еще можно взглянуть радикально иначе.

Новости культуры