01.08.2011 | 11:41

"Русский Париж" можно было увидеть и услышать в Архангельском

Музыка в изгнании. Судьба русских композиторов, эмигрировавших после революции, не могла не отразиться и на участи их сочинений на родине. Фестиваль искусств в Архангельском  возвращает слушателям забытые имена и почти неизвестную музыку. Финальный концерт представил всю историю музыкальной эмиграции. Подробности - у «Новостей культуры».


Пришедших на заключительный концерт фестиваля встречала выставка художника Евгения Ромашко. Его «Русский Париж» можно считать напоминанием о судьбе владельцев Архангельского, князей Юсуповых, для которых Франция стала второй родиной. Как и для тех композиторов, чьи произведения звучали в этом концерте. То, что Игорь Стравинский написал для оркестра, в котором более 100 человек, пианист Алексей Сергунин исполнил на рояле один. Вечер открылся фрагментом балета «Весна священная». Как и произведение Стравинского, «Испанская серенада» и «Песня менестреля» Александра Глазунова были написаны в России до эмиграции.

«Это музыка, которую играют и дети, и в училищах, и в консерватории, и великие артисты играют, - говорит  виолончелист, заслуженный артист России Александр Загоринский. - Он очень здорово написал для виолончели, со знанием инструмента».

Хотя концерт, как и выставка, назывался «Русский Париж», в его программе нашлось место и сочинениям композитора-эмигранта из Весесуэлы Рейнальдо Ана. Татьяна Ланская впервые его музыку услышала в Вене.

Татьяна Ланская, певица, арт-директор фестиваля «Музыка в изгнании», говорит:  «Приехав, пришла в консерваторию, мне сказали, что такого композитора нет, с абсолютной уверенностью, но я нашла  материал. Его поют все - Павартти, Доминго, Каррерас. Это в репертуаре всех вокалистов, так же как и скрипачей. Потрясающие сонаты, красивые камерные миниатюры».

Благодаря энтузиазму Татьяны Ланской сочинения Рейнальдо Ана, современника и друга Марселя Пруста, Поля Верлена, Сары Бернар, однокашника Мориса Равеля и Альфреда Корто, уже не раз звучали и в России.