20.12.2013 | 13:20

В Музее Востока открылась выставка "Перевал. Гималайская мозаика"

Слово «буддизм» возникло в Европе, в XIX веке. Сами последователи одной из древнейших мировых религий называют её «Дхарма», что означает «Закон, учение». И постичь этот закон можно через медитативное созерцание вещей. Всем желающим богатое поле для практики медитаций представляет новая выставка в музее Востока – под названием «Перевал. Гималайская мозаика». Рассказывают «Новости культуры».

Уникальная бронзовая пластика, мистериальные маски и молитвенные мельницы. В шести залах Музея Востока сложили настоящую мозаику искусств предгорья Гималаев. Места, где сходятся границы множества государств – Индии, Китая, Непала и небольшого королевства Бутан.

«Все искусство гималайского региона пронизано буддизмом, – говорит генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов. – Эта область недалеко от места, где зародился буддизм и область, через которую буддизм распространялся. Буддистские сюжеты наложились на искусства местных племен».

Танка – религиозная живопись тибетского буддизма. Изготовление таких свитков – длительный процесс, требующий строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к изображению божества или учителя, художник читает молитвы, затем создает карандашный эскиз, прорисовывает контуры и накладывает золото.

«Две иконы – справа от меня и за моей спиной – изображают тибетского религиозного реформатора XIV-XV веков Цонгкхапа, – показывает сотрудник Государственного музея Востока Владимир Кореняк. – Цонгкхапа реформировал буддизм и стал основателем направления “гелуг”. Еще называют их “гелугпа” или желтошапочники на иконах с изображением Цонгкхапа, он изображен в таком башлыкообразном головном уборе».

Отдельный раздел выставки посвящен архитектуре и архитектурной декорации. Здесь можно увидеть детали резного деревянного убранства, а также модели непальских храмов, которые знакомят с устройством святилищ.

«Сакральность непальского храма нарастает к центру, – рассказывает сотрудник Государственного музея Востока Евгения Карлова. – Так же, как в живописи, так же, как и в пластике – то, что в центре имеет наибольшее ритуальное значение в храме – это святилище и над святилищем возвышающиеся башни. Она отмечает для нас центр храма и то самое место, где находится заглавное святилище».

Выставку дополняют ритуальные статуи, которые некогда украшали святилища, а также домашняя утварь, изобилие которой напоминает восточный базар.


Читайте также:
Мозаика искусств предгорья Гималаев в Музее Востока>>>

Новости культуры