20.12.2013 | 14:33

Лев Аннинский о фильме "Весна"

Писатель, литературный критик Лев Александрович Аннинский о фильме:
"Фильм "Весна" останется на всю жизнь у моего поколения и навсегда в истории советского кинематографа и советской ментальности. Этот фильм связывался с моментом победы, с концом войны, со спасением от верной гибели, с окончанием этого невероятного трудного трагического периода нашей истории.
Фильм был пронизан светом, пронизан ощущением высвобождения. Играла в нем, как во всех фильмах Григория Александрова, знаменитейшая советская кинодива Любовь Орлова. Она сама по себе очень интересная фигура.
Все были уверены, что после фильма "Светлый путь", после "Волги-Волги", после того, как она сыграла простых доярок, простых свинарок, которые поют песни о счастливом своем бытии... Она была дворянка, она выросла в высококультурной дворянской семье. Она в детстве бывала в Ясной Поляне, ее привозили… Не исключено, что она сидела на руках у Льва Николаевича Толстого – это все осталось за кадром.
В кадре было фантастическое по жизнелюбию советское существо. Что касается фильма "Весна", там эта харизма, там эта внутренняя энергия так и светится в ней. Любопытно, что в 1945 году, когда этот фильм потряс нас, наше воображение, она играла две роли. С одной стороны, такую красавицу, а с другой стороны – очкарика-интеллектуала. Кинематографически это было тогда довольно занятно, забавно. Это было не так часто. В ту пору еще и техника не позволяла. Любовь Орлова сыграла это с блеском. 
Там были заложены две очень интересных линии. С одной стороны – линия чистой женственности, такой неотразимой, женского обаяния, с другой стороны – линия, которая впоследствии реализовалась вплоть до феминистских движений. Умная женщина в очках, если хотите, синий чулок. Но поскольку играет та же самая обаятельная, неотразимая артистка, то синий чулок только "по номиналу". На самом деле – это неотразимая интеллектуалка, которая впоследствии в фильмах Ромма свое слово еще скажет. Поэтому фильм "Весна" - это, конечно, нечто узловое, стоящее на перекрестке, очень важное произведение нашего кинематографа и веха нашей внутренней душевной истории".