16.12.2013 | 09:47

"Жизнь в построенных идеалах" показывают в Музее архитектуры имени Щусева

«Жизнь в построенных идеалах» – так называется выставка, которая проходит в Музее архитектуры имени Щусева. Экспозиция рассказывает об уникальном опыте голландских архитекторов, приехавших в середине 20-х годов в Кемерово. Они работали над созданием, так называемых, дворцов для рабочих, которые незадолго до этого появились в Амстердаме. Рассказывают «Новости культуры».

Во всем мире Голландия известна тюльпанами, Рембрандтом и катками. О фирменном амстердамском стиле в архитектуре знают гораздо меньше, но сами голландцы им вполне заслуженно гордятся. В XIX веке в Нидерландах, как и во многих других странах, началась индустриализация. Жители из деревень стали массово переселяться в города, домовладельцы строили много дешевого некачественного жилья для бедноты. Там было тесно, грязно – одним словом антисанитария.

«Часто возникали эпидемии, – рассказывает директор архитектурного музея «Хет Схип» Элис Ругхолт. – А такие эпидемии, как холера, не спрашивают, беден ты или богат, они затрагивают всех. И тогда правительство приняло закон о жилье, который вводил нормы и регламенты. Каждому человеку полагалось строго определенное количество жилплощади, и ни сантиметром меньше».

Борьба с антисанитарией вызвала к жизни новое архитектурное направление. Несколько молодых голландских архитекторов придумали свой стиль – они строили дешево, но не сердито, а наоборот – максимально красиво. Здание, где сегодня располагается музей – типичный пример такого дворца для бедных.

«Такие домохозяйства принадлежали различным кооперативам, объединенным иногда по самым разным критериям – от политики до религии – были дома, где жили только социалисты или, например, одни католики. Кстати, этот дом был построен в 1917-м году», – поясняет Эллис Ругхолт.

В это же время в Советском Союзе зарождался похожий стиль в архитектуре. Велось массовое строительство домов-коммун – таких, как, например, дом Наркомфина. Одного из ведущих архитекторов амстердамского стиля Ван Лохема пригласили строить в Кемерово. У него были большие планы на город шахтеров.

«Он разработал проект школы, бани, – рассказывает директор музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина. – И еще он предложил сценарий жизни, который не предполагал наличие индивидуальных сарайчиков, грядок».

Однако мечтам голландца не суждено было сбыться.

«Случилось как всегда: жители разбили свои личные огородики со своими личными сарайчиками», – говорит Ирина Коробьина.

Голландский архитектор уехал из Кемерово разочарованным, ничего не поняв в русской жизни. Построить Амстердам в отдельно взятом российском городе второй раз не получилось.

Новости культуры