01.08.2011 | 19:45

В Музее-квартире Рихтера представлены уникальные видеозаписи

1 августа – день памяти Святослава Рихтера, гениального музыканта, пианиста, во многом определившего вектор развития фортепианного искусства в ХХ веке. В этот день великого артиста вспоминают в разных странах, а в московском Музее-квартире Рихтера, по традиции, собираются самые преданные его слушатели. Но и для них оказались сюрпризом те уникальные записи концертов, которые сотрудники музея представили после реставрации. Рассказывают «Новости культуры».

 

1 августа 1997 года ушел из жизни Святослав Рихтер – величайший пианист, гениальный музыкант, один из крупнейших исполнителей ХХ века. В этот день его вспоминают и в Москве, и далеко за пределами России. В его квартире, которая давно уже стала музеем, по традиции собираются самые преданные слушатели, но и для них оказались сюрпризом те уникальные записи концертов Святослава Рихтера, которые сотрудники музея представили после реставрации.

Даже при слабом освещении можно разглядеть: зрители слушают стоя. Рихтер такое допускал и вообще считал, что хороший концерт – когда публика стоит. Тогда, в декабре 1985, зал утопал в цветах. Уже одно начало столько обещало, когда вдруг на сцене появилась ведущая – сама Ирина Антонова.

«Это единственный концерт, который она ведет сама на "Декабрьских вечерах" и переворачивает ноты Рихтеру. Очень интересная съемка: он в профиль, она в анфас», – отмечает хранитель мемориального фонда Святослава Рихтера музея-квартиры Рихтера Ольга Лебедева-Гусельникова.

Пленку она обнаружила недавно, и это уже сенсация. Найти видеозапись концерта Рихтера – редкая удача, ведь пианист категорически не любил сниматься. Но как эта запись была вообще сделана? Как Рихтер, разрешавший снимать на «Декабрьских вечерах» только репетиции, вдруг пустил камеру на сам концерт, или уже тогда были пираты? И почему здесь титры в виде иероглифов? Лебедева-Гусельникова признает: ответов нет. Пока сама запись только приведена в порядок.

А как Рихтер играл Шумана! Те, кто слышал вживую, уверяют – фантастически. Словно созданные друг для друга пианист и композитор. Впрочем, учитель Рихтера – еще один гений Генрих Нейгауз – в нем ценил другое: его невероятное исполнение сонат Бетховена. 

Еще одна, уникальная запись. Ведущий – народный артист СССР Дмитрий Журавлев. Январь 1975 года, Большой зал консерватории, Святослав Рихтер и 32-я – последняя – соната Бетховена. Тот концерт Рихтер посвятил Нейгаузу. Про запись, которую сегодня многие видят впервые, хотя бы известно, кто режиссер. Снимал Святослав Чекин.

«Те фильмы, которые сняты в Большом зале, это точно Чекин – единственный человек в России, которому Рихтер доверял и разрешал себя снимать», – заверяет Ольга Лебедева-Гусельникова.

Вероника Храстинова специально в эти дни приехала в Россию из Чехии. Настоящая поклонница, хоть Рихтер и не любил этого слова, но она просто не знает, как еще сказать об этом на русском. В подарок музею привезла большую редкость – Концерт Дворжака. Рихтер исполнял его в 1966 году в Праге. Чешская столица тот вечер помнит до сих пор. Самого пианиста там и сегодня называют «милачек Праги», что в переводе с чешского означает – «любимый всеми».

Одно из самых неординарных и значимых выступлений Святослава Рихтера – концерт в лондонском зале «Барбикан» в 1989 году. Немногие знают, что чувствовавший резкое ухудшение здоровья музыкант хотел отменить концерт, но неожиданно дал согласие на выступление и даже на телевизионную съемку. Таким образом, в Фонде мирового музыкального искусства сохранилась эта уникальная видеозапись выступления Рихтера, которая стала одной из последних в его жизни.