13.12.2013 | 16:10

Юбилей Галины Волчек

19 декабря – юбилей у народной артистки СССР, художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек. В этот день телеканал «Россия К» показывает документальный фильм Кирилла Серебренникова «Галина Волчек. Коллекция» (21:30, повтор – 21 декабря в 17:30), а 21 декабря – драму Григория Козинцева «Король Лир» (18:15) по одноименной трагедии Шекспира.

Документальный фильм «Галина Волчек. Коллекция» посвящен народной артистке СССР, художественному руководителю знаменитого московского театра «Современник». «Я считаю себя счастливым человеком, – говорит Галина Волчек. – Я всю жизнь занимаюсь любимым делом, родилась в этом доме, который называется "Современник", и прожила в нем всю жизнь».

В беседе с режиссером фильма Кириллом Серебренниковым Галина Борисовна рассказывает о себе, о своем театре, который стал ее родным домом. Московский театр «Современник» был создан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра – Олег Ефремов, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков и другие выпускники Школы-студии МХАТ – задумали его как творческое объединение группы единомышленников, стремящихся, продолжая и развивая метод Станиславского, создать психологический театр нового типа, созвучный времени. А время – начало «оттепели» – как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих начинаний. «За 40 лет моей работы здесь мне не надоело. Это уже стало необходимостью и психологической, и физиологической, и какой хочешь. Предположим, у меня есть свободный день, и если я в Москве, срабатывает рефлекс, я еду в театр. Вместо других дел, я какими-то обходными путями все равно сделаю так, что приеду в театр. Меня сюда тянет. Я радуюсь, когда и других сюда тянет».

В 1972 году художественное руководство театром приняла на себя Галина Волчек. Театр находился в трудном положении – были определенные сложности с репертуаром, кроме того, остро стояла проблема смены поколений, болезненная для любой труппы. В театр пришли новые актеры, среди которых Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. «Прежде всего, для меня важно отношение к делу и к профессии. Но есть те, кого я называю «солдаты театра». В хорошем смысле этого словосочетания. Среди них есть для меня свои человеческие звезды просто».

Театр «Современник» всегда смело шел на творческий эксперимент, не боясь рисковать и приглашать молодых режиссеров. «Современник» стал стартовой площадкой для многих звезд современной режиссуры, в частности, Валерия Фокина, Нины Чусовой, Кирилла Серебренникова и многих других. «Я приглашала молодых, никому неизвестных тогда режиссеров. Это был и Валерий Фокин, и Иосиф Райхельгауз. А ты, Кирилл?! Тоже тогда был еще не сегодняшний Кирилл Серебренников. А Нина Чусова?! Как только появлялась возможность схватить и привести в театр, я это делала», - обращается Волчек к коллегам в программе.

Главная победа Галины Волчек состоит в том, что все эти годы ежедневно она трудилась над тем, чтобы реализовать мечту основателей «Современника» – создать труппу единомышленников. Это и есть знаменитая «коллекция» людей, которая стала для Галины Волчек главной ценностью в профессии и в жизни. «У меня очень богатая коллекция. Не драгоценностей, не картин. У меня – коллекция людей. Она у меня действительно огромная. Коллекция эта мне удивительно помогала в моей профессии». В программе она рассказывает о непростых отношениях с актерами, о тех, с кем ей довелось работать. «Я не знаю, как это происходит, у мужчин-режиссеров, наверное, немного по-другому все складывается. А для меня музой становится та актриса, которая наиболее глубоко, тонко, с нервущейся внутренней связью может меня выразить! Меня как режиссера. Но иногда музы взрослеют, и иногда очень быстро и слишком сильно. Я никогда ни для кого специально спектакли не ставила. Мне кажется, что это невозможно в репертуарном театре. Человек становится бревном в глазу у всей труппы, даже если остальные признают талант этого человека. Татьяна Лаврова, которую я очень любила и в которую было так много вложено, ушла в другой театр. Ситуацию с Леной Яковлевой даже обсуждать не хочу. Чулпан Хаматова осталась».

Галина Волчек вспоминает о том, как стала режиссером и «встала у руля» «Современника» после ухода Олега Ефремова во МХАТ, и почему перестала сниматься в кино. «Что значит бросила быть артисткой?! Ну как я могу быть артисткой, когда на это нужно потратить немалое время театра. Кто будет заниматься всеми моими обязанностями? Совместить все? Так умудриться я не могу. Да, и что там любить?! Я в кино сыграла всего ничего. Со временем я стала получать благодарности не за «Осенний марафон», а за театр. И вот тут я готова была расплываться и таять. Я закончила с кино, потому что мне осточертело играть этих монстров». На сегодняшний день Галина Волчек поставила около 30 спектаклей.

К своему юбилею Галина Волчек подошла в отличной творческой форме. Впереди у театра новые свершения и открытия. «Театр – это главная моя семья. Это главные мои заботы, источник моих волнений, тревог, отрицательных эмоций и положительных тоже. И мне радостно, когда этот театр востребован. Мне кажется, что самое главное – это доверие зрителя. Это не значит, что он придет и в какой-то момент не разочаруется в каком-то спектакле. Но он точно знает, что его не обманут. Один из самых высоких комплиментов сделал нам когда-то Зиновий Герд, а ведь он был совсем не комплементарный человек. Он сказал: «Есть два места, где вас никогда не обманут – это Консерватория и «Современник».

21 декабря в 18:15 в эфире телеканала «Россия К» художественный фильм «Король Лир». Григорий Козинцев экранизировал одноименную трагедию Шекспира в начале 1970-х годов. «Короля Лира» сам режиссер назвал «трагедией власти». Картина получила награды на международных фестивалях в Тегеране (1972), Чикаго (1972), Милане (1973). В ролях: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Донатас Банионис.

Пресс-служба телеканала «Россия К»