13.12.2013 | 13:45

Выставка картин Виктора Попкова. Первая за 4 десятилетия

Первая за четыре десятилетия выставка картин Виктора Попкова, одного из наиболее ярких представителей так называемого «сурового стиля». Его учёба в Суриковском пришлась на время «оттепели». Начинающему тогда художнику принесла признание студенческая картина «Строители Братской ГЭС», написанная после командировки в Сибирь. Её, кстати, приобрела Третьяковская галерея. Факт поразительный! Но уже через несколько лет Попков заявил о своем желании преодолеть плакатную простоту, добиться сложности, сложного подтекста. Ему это удалось. К сожалению, трагическая смерть не позволила Виктору Попкову высказаться в полную силу. Ему было всего 42 года. Рассказывают «Новости культуры». 

Картины Виктора Попкова во многом автобиографичны. На них - друзья, близкие, сам художник. Выросший в Мытищах – он изображал человеческую жизнь без пафоса и прикрас. Но за внешней простотой – глубокие смыслы. «Это - как бы символ творчества, подлинного творчества, связанного с максимальной самоотдачей, самоотречением и иногда самоуничтожением и, когда ты смотришь на спящего Попкова, ты видишь, что это сон, который предвосхищает уход в небытие, это сон, который близок смерти», - объясняет руководитель проекта, генеральный директор «РОСИЗО» Зельфира Трегулова.

Виктора Попкова художник Павел Никонов знал со студенчества. Его друг, коллега в работе, был тщателен. К каждой детали относился скрупулезно. Чтобы написать картину «Осенние дожди», Пушкин в Михайловском, Попков специально поехал туда осенью. «Он достал сюртук, достал штаны, штиблеты, а потом он просил, чтобы, подыскивал знакомых, ребят, в частности, попросил меня позировать ему в этом костюме. Я так стоял и позировал в качестве Пушкина», - вспоминает художник Павел Никонов.

После показа в Москве экспозицию покажут в Венеции, затем в Лондоне. Сильвия Бурини - директор Центра изучения русской культуры - отмечает, что работы Попкова напоминают картины итальянских живописцев Джорджо де Кирико и Ренато Гуттузо. Побывав в Москве в начале 70-х и увидев картины Попкова, Гуттузо оставил на стене его мастерской автограф «Да здравствует Виктор!»

«Почва есть общая, несмотря на разницы, и, конечно, на ситуации, которые были неодинаковые в Италии и в России. Фактура картины и понятность цвет, герои, понятные жизни, смерти очень тоже похожи на темы, которые затрагивали эти художники 50-60-х годов в Италии», - отмечает директор Центра изучения русской культуры в Венеции Сильвия Бурини.

Виктор Попков много ездил по стране. Особенно его вдохновляла Сибирь. Был в Братске, на Иркутской ГЭС. На его полотнах - ритм жизни, ее напряжение и динамизм. За почти сорок лет, прошедших со дня художника, – это первая экспозиция работ мастера – яркого представителя так называемого «сурового стиля».

Новости культуры