12.12.2013 | 10:42

Сегодня в Москве назовут лауреатов премии Кандинского

Награда за вклад в современное искусство. Сегодня в Москве назовут имена лауреатов премии Кандинского. Номинаций две – «Проект года» и «Молодой художник». Размер вознаграждения – 40 и 10 тысяч евро соответственно. В шорт-лист премии вошли шесть кандидатов. С работами финалистов познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

Актуальность и оригинальность – два главных критерия, по которым выбирают лауреатов премии Кандинского. В этом году получить престижную награду в области современного искусства пожелали более 300 художников. Оргкомитет отобрал 37 работ, в шорт-лист в итоге попало шесть проектов по три в каждой номинации – их две – «молодой художник» и «проект года». Большинство следящих за премией не сомневалось, что в последней посмертно наградят художника Владислава Мамышева-Монро, в этом году погибшего на острове Бали, однако его имени в шорт-листе не оказалось. Как и Айдан Салаховой – ей тоже прочили победу – после ее успешного проекта посвященного женщинам Востока в Московском музее современного искусства.

Арт-группу «Recycle» тоже называли в числе претендентов, и они в шорт-лист попали. С проектом «Letter F» – посвящением-размышлением о феномене самой популярной социальной сети в мире. Памятник «Фейсбуку» стал одной из самых запоминающихся и популярных инсталляций прошлого года в Мультимедиа Арт Музее, где проходила персональная выставка краснодарских художников. Она собрала тысячи «лайков», фото рядом с буквой F сделал, наверное, каждый посетитель экспозиции и, конечно же, опубликовал на странице в «Фейсбуке». Кстати «Recycle» премию Кандинского уже брали – в 2010-м, но в младшей весовой категории «Молодой художник». Аня Желудь на эту премию тоже уже претендовала – не получила. Доросла до «Проекта года». Её «Упражнения» в соединении противоположных подходов к искусству – геометрической абстракции и экспрессионистского крика отчаяния сочли достойными 40 000 евро.

«Эта работа очень трогательная, поскольку говорит о жизни Ани, – отмечает куратор выставки номинантов премии Кандинского Антонио Джеуза. – Жесткие моменты жизни ее били, и искусство дало ей обратно к жизни вернуться после травмы, эти структуры дали ей возврат к жизни».

О личном, травмах, прошлом и работа Ирины Наховой. Художник использовала семейный архив, вспомнила расстрелянного в 39-м деда, свою маму, которая теряя память, обводила на фотографиях лица, тех, кого еще помнила. Работу оставила «Без названия». Тем самым смещая акцент с коллективной на индивидуальную память – как залог сохранения истории отдельно взятой семьи. А в целом родной страны, в которой, сама художница, кстати, бывает редко – Нахова много лет живет в Америке.

«Покаяния никогда не было в России, – говорит Ирина Нахова. – И то, что люди забывают свою историю с большим удовольствием, это не простительно, поэтому всё повторяется».

Претендентов на статус «молодой художник» тоже трое. Юным свойственно шутить, порой высмеивать – Тимофей Парщиков объектом для стеба выбрал квазиантичные статуи, а точнее – приверженность к китчу богатых, но бедных, когда дело касается вкуса. Надежда Гришина за пять премиальных евронулей выставила «Срывмашину» – видеоарт с подробным ироничным описанием, но все равно работа сложная для понимания. Как и она, Евгений Гранильщиков тоже снял видео, почти кино – 22 минуты. Классический постмодернистский трехканальный видеоарт – устами героев высказал свою «Позицию», состоящую в основном из умных цитат поэта футуриста Сергея Третьякова, из фильмов Антониони и Бертолуччи на тему политики.

«Мне было важно поймать состояние и настроение города, современности, людей, которые в нем живут, – поясняет Евгений Гранильщиков. – В общем, это фильм про меня и про таких людей как я. Я действительно сижу на кухне и перетираю такие вещи, это сделано с иронией и дистанцией. Но это и правильно – надо относиться к себе с иронией, это может не очень хорошо закончиться, особенно в таких делах как политика».

Вокруг шорт-листа премии Кандинского не было ожесточенных споров, призывов бойкотировать премию как в прошлые годы. Со списком претендентов, конечно, много несогласных, считающих, что состав номинантов не очень сильный. Есть и те, кто считает что громких, новаторских проектов в этом году вообще не было, но это все разговоры. А есть данность- именно эти проекты понравились членам жюри, а в их числе независимые зарубежные эксперты, которые с обстановкой на российской арт-сцене не очень знакомы и от нее почти не зависят. Политика, провокация, ирония, личные драмы, китч- то чем питается актуальное искусство во всем мире. Тот, чья подача вторичного окажется самой оригинальной, и что не менее важно продаваемой и будет считаться лучшим.

Новости культуры