11.12.2013 | 15:52

В Москве началась «Зимняя эйфория»

В Москве началась «Зимняя эйфория». Ежегодный фестиваль особого кино и особого зрителя. Это «авторские фильмы визуальных образов и глубоких идей». Так о киноэйфории говорят его создатели. Открылся смотр специальным показом, пожалуй, одного из самых главных фильмов года, последней ленты Алексея Германа «Трудно быть Богом». Рассказывают «Новости культуры». 

После международной премьеры на кинофестивале в Риме - единственный сеанс в Москве, его называют спецпоказ, но фактически - российская премьера. Переполненный зал - Леонид Ярмольник сразу предупреждает - вопросы будут, но есть те, на которые мог бы ответить только сам режиссер.

«Когда я смотрю на экран, я не очень понимаю первый раз, у меня не первая картина в жизни, первый раз я понимаю – я слежу за главным героем, не так, как обычно я слежу за своим изображением - у меня есть ощущение, что это другой человек – это уже Герман таков, это первый раз в моей жизни», - говорит актер Леонид Ярмольник.

Серо-черный Арканар, где почти всегда дождь, почти всегда грязь – зал с экрана, кажется, чувствует даже запахи - на планете, где, словно не люди, а лица. Картина, которую ждали не одно десятилетие, - какие-то сцены Герман снимал не просто день, неделю – месяцами. Репетировал, снимал, вновь репетировал. Сомневался – правильно ли придумал, так ли расшифровал.

Три очень непростых часа, для каждого - испытание, кино, какого в мировой истории еще не было, которое будет стоять особняком – страшное и великое, но о котором хочется думать. Юрий Норштейн говорить отказался, Борис Хлебников признался – обсуждать вот так сразу - еще не готов.

«Все вышли такие прибитые, потому что под впечатлением все - это совершенно гениальный фильм, какой то невиданный, никем не осмысленный, не показанный. Понять это очень сложно, но чувство чего-то потрясающего, гениального тебя не покидает», - рассказывает кинорежиссер, народный артист России Павел Лунгин.

«Может быть, это метафора гитлеровской Германии, может быть, муссолиниевской Италии, а, может быть, это страшное пророчество о том, что ждет человечество в будущем, если оно не одумается», - считает кинокритик Леонид Павлючик.

После «Трудно быть Богом» все остальные фильмы в этой «Зимней эйфории» смотреть уже будут по-другому. Хотя тоже непохожие друг на друга, неожиданные фильмы, которые соответствуют эйфории в зимней Москве – кино, как искусство.

«Это не значит, что должно только потакать желанию зрителя, какого-то комфорта зрительского – нет, наоборот, иногда эти фильмы могут гладить против шерсти, но они должны доставлять удовольствие другого рода - интеллектуальное или, может быть, чувственное эмоциональное, но через очень сложную гамму эмоций – не только через какие-то примитивные вещи», - объясняет куратор фестиваля Андрей Плахов.

«12 лет рабства» Стива Маккуина – ключевой претендент на «Оскар» 2014, еще один фаворит оскаровской гонки – знаменитый Роберт Редфорд - актер, создатель фестиваля независимого кино «Санденс» – в главной и единственной роли почти без слов, в фильме «Не угаснет надежда». Киноальманах Международного фестиваля короткометражек в Майами, номинанты и победители «Оскара» в коротком метре – кино, которое доказывает - даже за 20 минут можно в человеке многое изменить. 

Новости культуры