11.12.2013 | 13:11

Выставка произведений Маурица Корнелиса Эшера

В Московском музее современного искусства открылась выставка произведений Маурица Корнелиса Эшера, выдающегося голландского художника-графика XX века. Графическими средствами он демонстрировал относительность всего зримого. Заставлял зрителя глазам своим не верить. Что-то есть особое в Нидерландах, если эти нижние земли регулярно рождают тех, кто владеет каким-то особым секретом восприятия пространства и материалов. В наше время их называют дизайнерами. Этого же племени был и Эшер – он был на ты с бесконечностью и симметрией. Дизайнером, он, кстати, тоже был. Рассказывают «Новости культуры».

«Я всегда блуждаю в загадках, полностью вовлечен в изнурительную игру», - говорил про свою жизнь и творческий путь один из самых гениальных художников XX века – Мауриц Корнелис Эшер. Классик, который претендовал на невозможное, - разгадать, ну, или хотя бы попробовать понять, как устроена эта Вселенная, по каким алгоритмам она работает. 

Редкое сочетание разных начал - невероятно изобретательный, чувственный и аналитично строгий - Маурица Корнелиса Эшера некоторые даже называют «Леонардо да Винчи XX века».

Его родители мечтали, чтобы он стал архитектором, учебе помешала болезнь. Тонко чувствующий пространство художник Эшер все же стал кумиром для многих архитекторов, его работы – неиссякаемый источник идей. Московский музей современного искусства в рамках этой выставки преобразился - зрителей намеренно решили сбить с толку - пространство выстроили согласно «законам Эшера».

«Все в детстве видели работы Эшера, они очень узнаваемы, поэтому есть уже насмотренность работ, когда я увидела их вживую, поразило мастерство, и такая скрупулезная работа с изображением это восхищает», - говорит архитектор выставки Ольга Трейвас.

Оптические иллюзии он создавал с помощью светотени, но не пытался обмануть, ввести зрителя в заблуждение, скорее стремился разгадать, почему человеческий мозг устроен таким образом, почему возникает обман зрения. Очарованный парадоксами, увлеченный «невозможными фигурами», геометрией природы, Эшер иногда предвосхищал интерес ученых к тем или иным явлениям. Он одним из первых начал изображать фракталы - еще до того, как в 75-м был введен этот термин.

Эшера очень любили математики, в его работах видели визуальное воплощение некоторых законов. Одна из его выставок прошла во время Всемирного математического конгресса в Амстердаме. Можно сказать, ученые его приняли – хотя специального образования у Эшера не было.

Он и сам говорил, что ему абсолютно неведомы точные науки, но все же черпал свои идеи из математических статей, признавался, что ближе ему, скорее, математики, нежели коллеги-художники. Но, как любой художник, он не был скован рамками – в его Вселенной возможно было все. Именно это и помогло Эшеру выйти за пределы трехмерного пространства, предположить, что измерений гораздо больше. Парадоксальный художник, он увидел многослойность мироустройства – то, что ученым, может, только еще предстоит доказать. 
 

Новости культуры