10.12.2013 | 11:39

Завершилась многолетняя реставрация уникальных мозаичных икон, украшающих алтарь Спаса-на-Крови

Петербургский Храм Спаса-на-Крови в ХХ веке ждала печальная судьба. Здесь был и антирелигиозный музей, и склад театральных декораций и даже морг. А между тем внутри – это настоящий музей мозаики. Реставрацию уникальных микромозаичных икон алтарной части храма художник Игорь Лаврененко вёл 20 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Большой реставрационный день в Спасе на Крови начался с прибытия из Москвы Престола, изготовленного для алтарной части храма. До иконостаса тяжелую конструкцию перемещают рабочие, дальше вход возможен исключительно для священников. Престол временный, через неопределенный срок он будет заменен другим , повторяющим оригинал начала ХХ века, но и в этом варианте смысловая доминанта Алтаря не противоречит убранству храма. У царских врат без преувеличения эпохальную реставрационную работу заканчивает мозаичист Игорь Лаврененко. С установкой икон святого Якова Перса и святого Леонтия завершен 20-летний процесс воссоздания микромозаичных икон Спаса-на-Крови.

12 икон раннехристианских воинов создавались в 1861 году по распоряжению князя Гагарина. Вице-президент Академии Художеств увлекался Византией и мечтал соединить звучания русской иконы и афонской фрески. Мозаики размером 18 на 34 сантиметра включали до 20 тысяч элементов из смальты.

«Смальта проходит горнило огня, очищается таким образом – то есть это материал самый подходящий для изготовления сакральных вещей», – считает художник-мозаичист Игорь Лаврененко.

Первоначально мозаики планировала установить в Храме Христа Спасителя в Москве но после восьмого и последнего покушения на Александра Второго в память о родителе Александр Третий решил передать иконы для строящегося храма Воскресения Христова. В 30-е годы после закрытия храма шедевры русских мозаичистов подверглись разграблению.

«На одной из икон была выбита смальта прямо внутри ковчега, очевидно, в него стреляли – такая вмятина была», – рассказывает Игорь Лаврененко.

Из 12 воинов в поврежденном состоянии сохранились только четыре. Микромозаики состоят из вытянутых столбиков смальты диаметром в несколько миллиметров. Вандалы снесли верхний слой, по сохранившимся корешкам Лаврененко в течение долгих месяцев и лет реконструировал изображения. Работа требовала терпения, которое принято называть адским, но в данном случае уместнее говорить о терпении божественном .

В декабрьских планах музея-памятника открытие одной символической экспозиции (посвященной камню) в здании ризницы Спаса-на-Крови.

Работы Лаврененко в будущем могут стать частью экспозиции создаваемого в Петербурге музея Камня. Уровень своих творений мастер ежедневно проверяет на примерах выдающихся соседей: мозаик выполненных по эскизам Харламова, Нестерова и Васнецова.

Новости культуры