03.08.2011 | 10:22

В Москве открылась выставка, посвященная 50-летию космической фотографии

Часть научного эксперимента, или ключ к красоте мироздания? Космическая фотография сегодня – один из самых эффективных методов познания внеземного пространства. О том, как все начиналось – расскажет выставка «50 лет космической фотографии», в столичной галерее «Фотосоюз». Она приурочена к полувековому юбилею полета советского космонавта Германа Титова. Рассказывают «Новости культуры».

Эти кадры облетели весь мир. Первые фотоснимки Земли, сделанные из космоса. Автор фотографий – космонавт номер два Герман Титов. Сегодня это кажется нелепым, но 50 лет назад эти снимки рассматривались еще и как доказательства для всего мира – ведь Гагарин о космосе только рассказывал.

«Никто даже не допускает никаких мыслей, летал ли Титов, – говорит куратор выставки Дмитрий Щербинин. – А вот некоторые говорят, летал ли Гагарин. Мы прекрасно понимаем, что Гагарин летал, но то, что летал Титов – сомнений не вызывает – у него есть доказательная база».

Свой космический полет Герман Титов снимал на камеру, «Конвас-автомат». У него было около 300 метров пленки, это 15 минут видео. Единственное, что не успел, точнее, не смог, заснять Герман Титов, так это самого себя. Сегодня космонавты могут снимать себя на мобильный телефон, на любую зеркалку, но раньше для этого просто не было места – корабли «Восток» были слишком тесными для этих целей.

Герману Титову, рассказывает космонавт Юрий Батурин, было просто негде развернуться. Землю он снимал в такой же неудобной позе, в какой сейчас космонавты только стартуют и приземляются. Юрий Батурин единственный из современных космонавтов, кто отважился снимать почти вот так же, как Титов – в кабине спускаемого аппарата, во время самого опасного этапа – на спуске.

«Камера не выдерживала перегрузок – это и было самое сложное, – рассказывает космонавт. – Это было в 98-м году, самые маленькие камеры тогда все равно были примерно вот такого размера, а на перегрузках их вес увеличивался в 5 раз. Т.е. это все равно, что снимать двумя кирпичами».

Сегодня в обязательную программу подготовки космонавтов входит обучение профессиональной фото- и видеосъемке в условиях невесомости, а также в открытом космосе. Но не для того, чтобы щелкать себя на память, а для фиксации научных экспериментов и космических рекордов. Такой, как этот.

«Один корабль отлетает, другой подлетает, из подлетающего корабля снимается станция – можете себе представить, вот она, – рассказывает летчик-космонавт Федор Юрчихин. –Для того, чтобы сделать такой снимок, нужен был целый комплекс мер на земле: с точки зрения баллистики, световой обстановки – это ж нельзя сделать в тени на орбите».

За прошедшие 50 лет эстетика космической фотографии поменялась от парадных официальных портретов со звездами (которые на плечах) до «пляжных» фоток на фоне звезд (которые в иллюминаторе). Современная аппаратура позволяет с высоты несколько сот километров снять спичечный коробок на земле. А 50 лет назад кинокамера была диковинкой. И не только на околоземной орбите.

«Это была роскошь для простой советской семьи, к которой мы относились, поэтому у нас был только фотоаппарат. А фотоаппарат это приданое – я вышла замуж, у него был фотоаппарат», – вспоминает вдова «космонавта номер два» Тамара Титова.

Этот предмет роскоши и зависти всех кинолюбителей СССР космонавту Герману Титову удалось подержать только однажды – в счастливый день его космического полета.