05.12.2013 | 15:44

Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» проходит в Самаре

В Самаре в эти дни проходит фестиваль под названием «Мстиславу Ростроповичу». Судьба маэстро была связана с этим старинным городом. В Самаре Ростропович выступал перед вынужденным отъездом из СССР. Здесь же, после возвращения, - уже в 90-е готовил премьеру оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Инициатором проведения фестиваля стал Валерий Гергиев. С выступлений в Самаре начались большие российские гастроли оркестра Мариинского театра. Рассказывают «Новости культуры»

Каких-то 6 часов назад прославленный оркестр Мариинки под управлением Валерия Гергиева выступал в Париже, сразу из Франции в Самару, на ставший уже традиционным фестиваль Мстиславу Ростроповичу.

«Ростропович - не единственный, кому надо посвящать фестивали, этого достойны и Ойстрах, и Малер, и Свиридов, и Шостакович, но далеко не у всех, как у Ростроповича, была такая тесная связь с регионами», - рассказывает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Самара навсегда вошла в жизнь маэстро в 1973-м, когда после подписания им и его женой Галиной Вишневской письма в защиту Солженицына они стали персонами нон-грата, и концерты были запрещены во всем Союзе, но в Куйбышеве, так тогда называлась Самара, власти смогли подняться выше партийных наказов, и полные залы рукоплескали виолончелисту и певице, а вечерами все собирались в доме у начальника отдела культуры Светланы Хумарьян, чей муж, штатный сотрудник КГБ, по идее, должен был не пускать диссидентов на порог.

«Я никоим образом не считал его диссидентом, для меня он был, в первую очередь, музыкантом, мы познакомились у нас дома, и он сразу сказал: "Давай перейдем на ты"», - вспоминает председатель совета ветеранов контрразведки Самарской области Сергей Хумарьян.

После смерти Ростроповича Валерий Гергиев решил, что нужно учредить фестиваль имени маэстро, но не в Москве или Санкт-Петербурге, а в провинции.

«Мы очень рады, что попали на их концерт, мы счастливы, я люблю сама и Ленинград, но исполнение то какое, голоса прекрасные», - восторгается зрительница Эльвира Захарова.

Фестиваль маэстро Гергиев открыл концертной версией оперы Чайковского «Иоланта». Историю слепой девушки, познавшей любовь и прозревшей, зал слушал завороженно и аплодисментами долго не отпускал исполнителей со сцены.

Отношения Мстислава Ростроповича с Куйбышевым, а затем Самарой, можно назвать историей со счастливым концом. Став другом однажды, он остался им навсегда, и теперь, в память о маэстро, каждый год в Театре оперы и балета собираются лучшие музыканты страны, чтобы подарить зрителям шедевры мировой классики.
 

Новости культуры