04.12.2013 | 10:51

Галина Волчек представляет новый спектакль "Игра в джин"

Галина Волчек нарушила творческое молчание. Она уже несколько лет не ставила спектаклей сама. И вот – долгожданная постановка от худрука «Современника» – по пьесе американского драматурга Дональда Ли Кобурна «Игра в джин». Больше 30 лет назад во время поездки в США и знакомства с американской театральной культурой, Волчек впервые обратила внимание на этот спектакль, который с успехом шел на Бродвее. Но у нее в то время не было возрастных актеров на главные роли. И вот нужный момент наступил. «Игра в джин» – история встречи двух пожилых людей в муниципальном доме престарелых – оказалась созвучна ее любимым артистам. Рассказывают «Новости культуры».

Лия Ахеджакова и Валентин Гафт в новом спектакле Галины Волчек. После таких имен на афише, кажется, не так уж и важно, что именно ставят. Многолетние партнеры, они давно не выпускали совместных премьер. «Игра в джин» удивительным образом пришла на ум одновременно Волчек и Ахеджаковой. Наконец все сошлось. История двух пожилых людей, забытых родственниками и судьбой в муниципальном доме престарелых, оказалась понятной и близкой. Веллер и Фонсия – оба ищут лекарство от одиночества – неожиданно сходятся на карточной игре в джин. Их азарт временами доходит до исступления: герою кажется: если выиграть в джин – может, и у жизни кое-что да получится отыграть. Пусть ненадолго вкус жизни возвращается к этим двоим.

За годы с момента написания пьесы мир, конечно, изменился. Волчек пьесу взбодрила, изменила финал – на однозначно трагический. Актерам сказала об этом только на середине репетиций.

«Это был совершенно осмысленный и единственно возможный финал, – поясняет Галина Волчек. – Трагический и, в то же время, с выходом куда-то, куда мы все стремимся и представляем себе. Я вижу, как люди борются за жизнь, даже тогда, когда сигналы им сигналят про другое. И в этом был мой интерес к этой пьесе».

Место действия и обстоятельства пьесы невольно напоминают о реалиях российской жизни. Однако актеры подчеркивают: не важно, в Америке, у нас или где-то еще происходят эти события. Главная болевая точка в другом.

«Возраст. Возраст и когда человек сходит с лыжни и уже никому не нужен, – говорит Лия Ахеджакова. – В нем необходимость пропадает. И если нет такой нежной семьи, где стариков любят, то – хана, никому не нужны, ни в Америке, ни в Африке, ни в России – нигде».

«Смешно говорить, кто ест больше колбасы, у кого больше машины, и у кого лучше врачи. Приходится такой рубеж, когда начинаешь понимать, сколько ты ошибок сделал в жизни, – говорит Валентин Гафт. – Ты играешь, а сам думаешь – а я еще… И все это параллельно, тому что там болит, почему я это сделал? Поэтому человек к чуду обращается. Но чудо не отвечает».

Сыграть в джин Галина Волчек задумала как раз накануне своего юбилея. Поработать с легендарным режиссером собралась крепкая команда – сценограф Павел Каплевич, композитор Александр Бакши, спецэффекты взяли на себя специалисты из Московского театра Теней. Вместе они создали пространство – в нем актеры находят оттенки, которых нет в тексте пьесы. И хотя играть в джин по-настоящему ни Лия Ахеджакова, ни Валентин Гафт так и не научились, их игре зал аплодировал стоя. Зрители засыпали любимых актеров цветами. Эту партию в джин, конечно, выиграл «Современник».

Новости культуры