03.08.2011 | 19:38

Сюрреализм в фотографии: гибкость мысли и никаких спецэффектов

Эту выставку в Москве ждали давно. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова три года мечтала познакомить зрителей с работами Чемы Мадоса. И вот в рамках перекрестного Года Испании и России фотограф приехал в Москву и привез свои работы, которые знатоки называют черно-белым сюрреализмом. Рассказывают «Новости культуры».

Глядя на некоторые фотографии, сложно поверить, что Чема Мадос не пользуется «Фотошопом». Тем не менее, он клянется, что так оно и есть. Мадос сначала придумывает для выбранного объекта образ, затем готовит объект к съемке – моделирует, добавляет новые детали. И тут же фотографирует – безо всяких ухищрений. Предметы, вызывающие его интерес, вполне обычные. Многое, признается, достал из своего мусорного ведра. 

Куратор выставки Борха Касани рассказывает: «Я не раз наблюдал, как он придумывает свои объекты. Однажды утром он приехал в мой дом на берегу моря и привез с собой весло и грифы от виолончели. И тут же за несколько минут соединил их вместе. У меня на глазах из двух таких разных вещей родился новый неожиданный смысл».

Было время, Мадос работал в одном из мадридских банков – лет двадцать тому назад. Потом увлекся фотографией, купил фотоаппарат, сделанный в 1958 – в год его рождения – и с тех пор с ним не расстается. Он и его Hasselblad преданы друг другу как истинные художники.
За техническими новшествами Мадос не гонится: «Чтобы снимать то, что я хочу, не нужно современных модных аппаратов. Мне важно найти свою магию в привычных предметах и рассказать об этом».
Его называют черно-белым сюрреалистом. Обычные вещи под его пристальным взглядом открываются с неожиданных сторон. Мадос проявляет в них странность, причудливость. Он придумывает вещам истории, целые приключения и тут же фиксирует то, что у него получилось. И вот уже каменный кошелек хранит валюту несуществующего государства… Парадоксальные, невозможные, курьезные, ироничные – разные, такие, какие только его, Чемы Мадоса, воображение могло создать.

Особая история – работа с тенями. «В Испанском языке ложка – женского рода. Вилка – мужского. Они всегда должны быть вместе. Только когда они вместе можно нормально пообедать. Так же с природой человека – она всегда двойственная. Здесь тень женского предмета падает на мужской», - рассказывает фотограф. И раскрывает секрет «невозможной» фотографии: на самом деле, вилка – внизу, ложка – наверху, а между ними – тонкий прозрачный пластик.

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова говорит о фотографиях испанца: «Это традиция европейского постмодернизма, и традиция, конечно же, сюрреалистическая, потому что мы во многих работах узнаем Рене Магритта с его удивительным видением. И это абсолютно данный ему талант: быть, с одной стороны, минималистом, а с другой стороны – использовать фотографию как абсолютно гениальный живописный и графический инструмент».

Чема Мадос как большой ребенок играет в другую реальность – увлеченно, с азартом клацает затвором верного фотоаппарата. А тем временем его работы уже обосновались в десятках музеев мира. Каждый год проходит по 6 – 7 выставок. На этот раз новые идеи для своих фотографий Мадос присматривает в Москве.

Все материалы о Годе России и Испании>>