29.11.2013 | 10:59

Журналистам представили спектакль «Падение»

Фестиваль NET, новый европейский театр, продемонстрировал 28 ноября в Центре Мейерхольда мультимедиа спектакль в трёх картинах, для двух экранов, ансамбля и электроники. Так записано в программе. Вполне может служить инсценировкой Апокалипсиса. Увидевшим спектакль Паоло Пакини «Падение», и, видевшим прежде, скажем, горьковский «На дне», с его опустившимися людьми, второй покажется бледной мелодрамкой. Таково мнение части публики. Рассказывают «Новости культуры». 

То, что спектакль оригинальный, становится ясно с первой секунды – как только оркестр начинает звучать. Практически в полной темноте подсвечены лишь партитуры, музыканты используют все – начиная от газеты с ее шуршащим звучанием и заканчивая поющей чашей. Здесь же, только выше, над сценой – два экрана, синхронно показывающих видео-проекции. Это сочетание – вызывающего отвращение видео и какофонии звуков, по замыслу режиссера, должно расширить границы измерения.

«У Паоло Пакини была такая идея – показать падения во всех его видах. Это падение предметов, падение, которые ощущаются физически, как например, головокружение, и наконец, падение души, и, как следствие, – физическая смерть, - объясняет технический директор национального центра музыкального творчества GRAME Жан Кирилл Бурде (Франция).

Смерть на видео наступает постепенно - сначала отсекаются части тела – они падают, затем приходит черед внутренних органов, и только потом, как спасение от страданий, наступает конец. Нагнетает обстановку и музыкальное решение. Исполнить эту композицию взялся самый авангардный российский ансамбль «Студия новой музыки». Дирижер Игорь Дронов считает произведение безупречным, его эмоциональное воздействие на зрителя – сильнейшим. Правда, пришлось покорпеть, чтобы прочитать партитуру.

«В музыке современной и новейшей всегда какой-нибудь композитор, как правило, еще какие-то свои вводит символы для обозначения тех или иных музыкальных событий. В отличие от других музыкантов мы имеем реальную возможность поговорить с композитором», - отмечает дирижер, заслуженный артист России Игорь Дронов.

Над этим сочинением трудился не один композитор – трое. Совершенно разные по характеру и даже разных поколений. С тех пор, как композиция была задумана, до момента ее исполнения, прошло 5 лет. Чтобы услышать и понять ее полностью, звукорежиссеры рекомендуют садиться посередине зрительного зала, куда направлены все звукоусилители – их 16. К тому же именно в центре зала лучше всего видны видеоинсталляции, а без них всю глубину падения, зашифрованного в спектакле, не понять.

 «Консумация – это предел падения человечества, и обязательно на этом месте возникнет маленький апофеозик смерти – не куча черепов, а даже фрагменты косточек. Особенно в сочетании с музыкой Михаэля Жареля это рождает богатую культурную ассоциацию, связанную с темой физической смерти», - говорит научный консультант ансамбля «Студия новой музыки» Федор Сафронов.

Пессимизм в каждом звуке и каждом кадре, но этого и добивались авторы – чтобы зритель исследовал бездну – упал в нее так же, как герои видео. Ощутил вкус сырого мяса с червями, украшенного розами, и увидел смерть среди танцующих людей под новейшую музыку современности.


Новости культуры