28.11.2013 | 10:31

В московском ТЮЗе - премьера спектакля "Леди Макбет нашего уезда"

Трагедия любви, свободы и выбора. «Леди Макбет нашего уезда» – так назвал собственную версию повести Лескова режиссёр Кама Гинкас. Он сохранил время и место действия произведения. Изменение в оригинальном названии потребовалось лишь для того, чтобы подчеркнуть – проблемы, затронутые Лесковым, не имеют срока давности. Главную роль в долгожданной премьере московского ТЮЗа исполняет Елизавета Боярская. Это дебют актрисы в труппе театра. Рассказывают «Новости культуры».

Шинели, кирзачи, угрюмые темные стены, пространство, будто созданное из одних углов. Матрица задана – выхода нет. Почему взял в работу именно «Леди Макбет» – режиссер Кама Гинкас объясняет очень просто. Это гениальное произведение.

«Оно ничем не уступает лучшим произведениям Достоевского и поражает меня тем, что он предвосхитил некоторые чеховские находки, – говорит Кама Гинкас. – Например, потрясающий монтаж разных времен и разных настроений плюс абсолютно фантастические описания пейзажей».

В спектакле есть целая сцена с описанием лунной ночи. Со сцены звучат ремарки, артисты объявляют номера частей повести. Гинкас – мастер превращать в театр все – музыку, документы, прозу. О себе персонажи говорят – в третьем лице. Так артисты могут смотреть на своего героя со стороны. Для зрителей – это возможность услышать историю, рассказанную словами самого Лескова.

Главную роль Кама Гинкас отдал Лизе Боярской. Это их первая совместная работа. До начала репетиций режиссер и актриса даже не были знакомы. Спектакль сложился – за две недели. Не смотря на полное понимание с режиссером, Лизе предстояла очень не простая работа. Сама она недавно стала мамой. Нелегко было прочувствовать, принять и оправдать женщину, которая, будучи беременной, – идет на убийство маленького мальчика.

«Я считаю, это – наш разбор, наша мысль о том, что это не маниакальное убийство, – говори т Елизавета Боярская. – Не месть, не жесткость не жестокость – а это просто для нее жертвоприношение во имя своей любви».

Катерина Львовна сознательно идет на преступление, тем самым делая собственный – свободный – выбор. Кама Гинкас замечает: так сложилось, последние 15 лет он часто исследует тему свободы.

«Нашей стране, нашей истории очень присуще, и мы знаем, что когда задавленный народ завоевывает свободу или какую-то видимость свободы, он начинает рушить все, – говорит режиссер. – Вот здесь героиня как в тюрьме жила. Благополучной тюрьме. Но каждое живое существо нуждается в возможности проявить себя».

В подтексте Гинкас выходит на обобщения. Какими бы нечеловеческими ни были поступки героев – предельно честно заглянув в себя, проявления этого животного начала в своей душе обнаружит практически каждый.

Новости культуры