04.08.2011 | 13:13

"Карандашизмы" Сергея Резникова

В рамках Фестиваля коллекций современного искусства открылась выставка Сергея Резникова «Рисовать все: вещи, понятия, состояния». Экспозиция охватывает большой отрезок творческого пути художника. Свой метод он определяет как «карандашизм». Резников не отдает приоритета ни одному из сюжетов и вместе с тем охватывает все аспекты жизни, в том числе и те, что находятся за пределами материального мира. Рассказывают «Новости культуры».

Персональных выставок у Сергея Резникова было немного. Последняя состоялась в конце 2003 года в Музее архитектуры имени Щусева. По образованию Резников – архитектор, поэтому чертежи и геометрические формулы можно найти в каждой его работе. На открытии новой экспозиции собрались не только поклонники абстрактного искусства, но и прихожане Успенского храма в Красногорске. В 1992 году Сергей Резников был рукоположен в священники. Попрощавшись с мирской жизнью, с профессией архитектора и работой художника-постановщика на телевидении, свое главное увлечение он не оставил. Рисование для него не способ самовыражения, а метод познания. Картина же становится своеобразным порталом в иную реальность.

«Познание тварного мира – это вообще естественная функция человека, и Бог как бы велит нам это делать. Я стал искать вот это познание в другой реальности, в Церкви,  и слава Богу, потому что это был правильный путь, и это не отменило рисования моего», – говорит художник.

Художник и архитектор Давид Бернштейн выступил с инициативой проведения этой выставки. Впервые он увидел работы Резникова в конце 1970-х, будучи аспирантом Института теории и истории архитектуры. В коридорах этого НИИ и были развешаны рисунки мастера.

«Это художник граничных положений, граничных состояний,  действительных и мнимых. Вот что меня поразило», – признается Бернштейн.

Белые места, пустые пространства, световые измерения, порталы в бесконечность. Резников не смотрит по сторонам, а пытается проникнуть насквозь – туда, где нет никакой формы, где находится то, что описанию не поддается.

«Это некое отстранение от мира и в то же время размышление о себе, о своем внутреннем мире и о том, что происходит с нашим миром и нашей цивилизацией», – отмечает куратор выставки Алина Федорович.

В его работах главным действующим лицом становится не человек, а пространство, которое его окружает. Архитектор по образованию, он играет с плоскостью и объемом, линиями и формами, решает сложные уравнения и выводит новые формулы

«Здесь представлены глубокие традиции античности, здесь везде присутствуют принципы "золотого сечения", мы здесь видим геометрию Евклида,  геометрию Платона. А в ХХ веке это, конечно, традиции Малевича и Мондриана, архитектура Ле Корбюзье – вот эти все традиции архитектурных утопий», – поясняет куратор выставки Виталий Пацюков.

Впитывая лучшие традиции, Резников создает свой неповторимый авторский стиль. Сегодня художник рисует не так много. Больше времени он уделяет своему служению в храме. Лишь иногда с помощью карандаша и бумаги он вновь и вновь пытается постичь сакральную геометрию.

Читайте также:
Сергей Резников: «Рисовать все: вещи, понятия, состояния»