04.08.2011 | 13:39

Советская Россия в работах Анатолия Яр-Кравченко

В Санкт-Петербурге открылась выставка работ Анатолия Яр-Кравченко, приуроченная к столетию со дня рождения художника. В зале Союза художников России собраны акварели, рисунки и литографии. Основную часть коллекции составили картины, относящиеся к 1930-м – 1960-м годам, периоду творческого расцвета художника. По словам организаторов, цель выставки – показать как широко известные, так и забытые произведения мастера. Рассказывают «Новости культуры».

Его портреты знакомы, пожалуй, каждому представителю старшего поколения. Поэты и военные, герои Советского Союза и партийные боссы – в середине прошлого века они расходились миллионными тиражами. Работы Анатолия Яр-Кравченко печатали на страницах школьных учебников, открытках и почтовых конвертах. Он оставил более тысячи живописных полотен и рисунков. Многие – в основном, фронтовые наброски – были написаны в буквальном смысле «на скорую руку».

«Когда рисовал летчиков, было невозможно. Там получалось то пятнадцать  минут, то десять, и они улетали сражаться с немцами. Поэтому передавал все это карандашом. Потому что остальные типы рисования требовали воды, условий, а карандаш и бумага давали быстроту», – рассказывает сын художника Святослав Кравченко.

Блестящий рисовальщик – так говорят о нем коллеги. Из-под карандаша Анатолия Яр-Кравченко выходили удивительно живые и выразительные лица. Успех и широкую известность художнику принес первый большой цикл «Челюскинцы», изданный в виде альбома, посвященного участникам героической экспедиции. Еще одна, пожалуй, самая внушительная по объему серия работ, была сделана во время войны. 560 зарисовок с фронта.

«Россия все-таки еще сохранилась в характерах этих людей, Россия подлинная. Сейчас она уже во многом изменилась, по-крайней мере, внешне. А самое главное – это честность, ясность и открытость в людях», – говорит заслуженный художник России, руководитель Союза художников Санкт-Петербурга Альберт Чаркин.

Организаторами этой юбилейной выставки стали близкие художника. Почти все картины предоставлены из семейных фондов. Сын мастера Святослав Кравченко, которому не единожды приходилось позировать для отца, отмечает, что у него была особая манера работы. Портретисту важно было разговорить человека, наладить личный контакт. Даже когда его клиентами были очень непростые люди.

«Он обычно любил смотреть, как человек работает и что-нибудь рассказывает. А Сталин читал бумаги и подписывал, ничего не говоря никому. "А что это вы не рисуете? Нарисуйте меня, как я есть!"», – рассказывает Святослав.

Сейчас эти работы можно увидеть в частных коллекциях и в музеях. Все, кто пришли на выставку, с сожалением отмечали: портреты, выполненные художником, больше не переиздаются. Так что детям Анатолия Яр-Кравченко остается только рассказывать молодому поколению своей семьи, какую гордость они испытывали на уроках литературы, листая учебник с портретами Маяковского и Горького в исполнении их отца.