26.11.2013 | 09:59

Музей Бахрушина расширит свои площади

С историей семьи Бахрушиных в эти дни можно познакомиться в театральном салоне на Тверском бульваре. Великий меценат и поклонник театра считал, что коллекционировать старину можно только при условии глубокого личного интереса к ней. Фактор личного отношения сыграл свою роль и в популярности «Бахрушинских суббот». На них бывала вся театральная Москва. И приходили не с пустыми руками. Сто лет назад обладатель богатой коллекции решил передать её в собственность городского самоуправления, но поддержку нашёл – у учёных. Рассказывают «Новости культуры».

25 ноября 1913. Дом Бахрушина. Алексей Александрович передаёт свою коллекцию императорской академии наук. Вот он с Великим князем. Здесь же –виднейшие представители русской культуры и искусства – Станиславский и Немирович-Данченко …

«Здесь сидит Мария Николаевна Ермолова, Рядом Александра Александровна Яблочкина, – поясняет генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. – А во главе этого стола рядом с Алексеем Александровичем сидит великий князь Константин Чероманов, который был главным опекуном Российской Императорской академии наук. И являлся председателем этого торжественного акта».

Рядом автографы всех членов комиссии, в частности Ивана Бунина. Эти исторические материалы на выставке окружены фотографиями. Это работы Веры Бахрушиной. Стеклянные негативы, как дети – Юра и Шура играют на траве в Ивановском имении, посиделки у пруда в Кузьминках, отдых семьёй в Гиреево… сохранились чудом и долгое время хранились в музее. Снимки впервые показывают зрителям. Здесь же опись приданного ещё Веры Носовой: иконы, серебряная цепочка, серьги, платья, шляпки…

Здесь же фотография Марии Ермоловой и её письмо Алексею Бахрушину. Мария Николаевна пишет «Вы силой воли сделали великое дело». Увидеть на выставке можно и акварель особняка Бахрушина с подписью Карла Гиппиуса.

«Некие архитектурные детали со временем были утеряны, – отмечает Дмитрий Родионов. – Но мы сейчас работаем. У нас есть проект реставрации главного дома и фасадной части в первую очередь, где все первоначальные детали будут восстановлены».

Когда Бахрушин передавал свою коллекцию, в ней было более ста тысяч предметов. Она постоянно пополняется. В этом году с помощью Министерства культуры закупили два значительных архива – Станиславского и Радлова. Порядка двух тысяч предметов пополнили и без того немалый фонд – сегодня собрание музея насчитывает около полутора миллионов экспонатов. Более 280 тысяч только в этих помещениях
архивно-рукописного отдела.

«Видите, в какой страшной тесноте мы здесь храним нашу коллекцию, – показывает Дмитрий Родионов. – Это как раз то помещение цокольного этажа Алексея Александровича, где у него располагалась коллекция. Витрины, шкафы, картины. Сейчас вот здесь фондовое хранилище. Из-за нашей тесноты, из-за того, что у нас нет нормального фондохранилища. У нас находится архив театра Мейерхольда. В своё время, его наши сотрудники спасли от разорения и гибели».

Уникальные материалы пользуются необычайным спросом у исследователей всего мира, а хранятся в этой тесноте. Решение уже найдено – бывшая макаронная фабрика, которая была передана музею в середине 90-х. Планируется, что здесь вырастет музейно-театральный центр с тремя главными зонами: полноценным фондохранилищем, выставочным пространством и залом на 150 мест для концертов, лекций, спектаклей.

«Уже строительство МТЦ внесено в адресно-инвестиционную программу, – говорит Дмитрий Родионов. – Надеюсь, с 15 года здесь начнётся стройка. Если в следующем году наше родное Министерство культуры выделит деньги на проектные работы».

Научно-просветительская зона и площадка для приёма посетителей будут располагаться в каретном сарае, он во дворе Бахрушинской усадьбы. В позапрошлом году здесь уже начали ремонтно-реставрационные работы. Сейчас они временно заморожены. В музее говорят – ждут финансирования. Но надеются, что в конце следующего года уже удастся ввести здание в эксплуатацию.

Новости культуры