04.08.2011 | 17:02

Как звучали русские колокола в XVI – XVII веках?

Как звучали русские колокола в XVI – XVII веках? Ответ на этот вопрос еще только предстоит найти. А пока идет сбор научного материала, который ляжет в основу неординарной диссертации. Молодой петербургский ученый Евгений Клинин уже изучал «благовест» в Псковской области – теперь работает в Великом Новгороде. Вместе с ним услышать голос прошлого попытались и «Новости культуры».

В XVI – XVII веках звучание этих колоколов слышал весь Новгород. Ровные, мерные звуки, которые рождались при ударе языка о стенки – это особенности новгородского литья, формы колокола и, конечно, толщины его юбки. Сегодня впервые за последние 100 лет произведения новгородских, московских и псковских мастеров зазвучали вновь.

Причина тому – исследовательская работа Евгения Клинина. Второй год аспирант Российского института истории искусств изучает голоса медных исполинов. На его диктофоне уже есть записи полсотни звучаний этих музыкальных инструментов из Псковской области, где в Средние века была своя литейная школа. Теперь пришло время изучить голоса новгородских мастеров, качество литья которых, подобранная форма и вес колокола несколько веков назад были главными составляющими тональности.

«Они звучали по-разному в разные времена, у разных мастеров, на разных заводах и так далее. Все эти колокола собирались веками на одной звоннице, у каждого колокола был свой голос, и все вместе они давали гораздо более богатый звон именно потому, что звучали по-разному», – поясняет Евгений.

Сильный бесстрастный звук или чистый серебристый – это особенный голос колокола. В отличие от других музыкальных инструментов, уверяет Евгений Клинин, исполин издает не звук, а целый аккорд. Чтобы голос у колокола был свой, ни с кем не схожий, старинным мастерам порой приходилось работать годами.

После того как весь материал будет собран, молодой ученый приступит к сравнительному анализу и описанию благозвучия каждого экспоната. На это у него есть полтора года. Правда, аудиозаписи к диссертации не приложишь, говорит Евгений, компакт-диск с голосами новгородских и псковских колоколов аспират намерен выпустить вместе с монографией.

«Я очень надеюсь, что однажды колокола, которые стоят в новгородском музее, по крайней мере те, которые там на экспозиции, каким-то образом зазвучат. Может быть, их просто поднимут на небольшие козлы и повесят на них. В этом случае люди, посещающие музей, смогут не только рассмотреть их орнамент, внешний вид, увидеть автограф мастера на них, но и услышать, как они звучали. Собственно говоря, то, для чего колокола и отливались», – подчеркивает он.

А еще ученый надеется, что с помощью его трудов современным литейщикам удастся восстановить утраченные несколько веков назад формы и состав для изготовления колоколов. Тогда голоса новоделов будут звучать ничуть не хуже, чем во времена, когда в городе над Волховом со всех сторон каждый день раздавался колокольный звон.