25.11.2013 | 11:08

В Театре имени Бориса Покровского - премьера оперы-притчи Бенджамина Бриттена

В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского 22 ноября состоялась премьера оперы-притчи Бенджамина Бриттена «Блудный сын». Это последняя из его трех опер, которые предназначались для исполнения в церкви. В этой музыке Бриттен не был похож на себя прежнего. Специалисты отмечают, что её свобода, почти импровизационность требует от исполнителей очень больших усилий. В Театре Покровского оперу поставил главный режиссер театра Михаил Кисляров. Дирижер-постановщик – Геннадий Рождественский, который, кстати, лично знал британского композитора, и в его репертуаре примерно четыре десятка произведений Бриттена. Рассказывают «Новости культуры». 

Дирижера – постановщика оперы Геннадия Рождественского публика встречает стоя. Во многом благодаря ему «Блудный сын» теперь в России. Еще в 60-е в Эрмитаже Бенджамин Бриттен увидел знаменитое полотно Рембрандта и решил живопись переложить на музыку. Свою оперу-притчу композитор посвятил Дмитрию Шостаковичу. Понадобилось почти 50 лет, чтобы она зазвучала на российской сцене.

«Бриттену удалось воплотить в звуках тончайший этический настрой библейской притчи, пользуясь при этом более чем скромным инструментальным составом оркестра – всего лишь семь человек», - рассказывает Геннадий Рождественский. 

Минимум средств и в сценографии. Ни исторических одежд, ни громоздких декораций. Все оформление – это свет, видеоряд, и скульптурные костюмы – они тоже часть декораций. Ася Мухина, впервые выступающая как художник-постановщик, заставила артистов снять обувь – для Театра Покровского дело неслыханное.

«Какой-то контакт с землей. В этой постановке хотелось попробовать сочетать что-то космическое с абсолютно бытовым-приземленным. Такое сочетание реальности и фантасмагории. Может быть, это какой-то интуитивный ход», - отмечает художник-постановщик Ася Мухина. 

Действие на сцене развивается так же, как и в Библии. С одним «но» – в этой постановке Блудный сын – одновременно и искуситель. Он рассказывает историю о зле и порочности, о смирении и прощении. Он в смятении – вернуться к отцу или нет, получит ли он прощение.

«Разговариваем с публикой от лица сегодняшнего дня. Как мы понимаем эту проблему прощения, грехопадения, проблему, которая, может быть, самая главная в сегодняшней жизни – когда человек никому не нужен», - говорит режиссер Михаил Кисляров. 

Пьянство, разврат, игра в карты – всем трем порокам поддается Блудный сын. Он опускается на дно жизни все глубже, и каждый раз его ждет встреча с искусителем. 

«Когда ты попадаешь в эту волну Бриттена, начинаются какие то мантры. У меня просто дрожь идет по спине. Язык английский выражается в музыке», - объясняет актер Борислав Молчанов.

Музыка Бриттена медитативна – он писал ее под влиянием древних восточных традиций. В ней слышится звон буддийских колокольчиков и индийские напевы, звучит григорианский хорал. Опера-притча, написанная для церкви, начала новую жизнь – в стенах Камерного театра.

Новости культуры

Читайте также:

Столетие со дня рождения Бриттена отметят российской премьерой оперы "Блудный сын"