05.08.2011 | 10:31

Печать. 5 августа 2011

Сегодня Москва провожает в последний путь Николая Петрова. Прощание с выдающимся музыкантом начнется в одиннадцать утра, в Большом зале консерватории. Похоронят известного пианиста на Троекуровском кладбище. Утрата невосполнима и говорить о человеке такого масштаба в прошедшем времени – невозможно, утверждают авторы публикаций сегодняшних газет. Тему продолжают «Новости культуры».

***
Музыкальный обозреватель Сергей Бирюков вспоминает на страницах газеты «Труд» замечательного музыканта. «Мне суждено умереть с бараньим ребрышком в зубах», - говорил жизнелюб и пианист Николай Петров своим друзьям. «Фортепианную музыку Петров переиграл едва ли не всю – от Баха до Щедрина. Надо было видеть, как этот человек комплекции, мягко скажем, плотнее средней исполнял бисерную вязь сонат Скарлатти – и тут же мог со всей своей мощью скульптурно вылепить Большое концертное соло Листа». Считал, что пианисты-ремесленники и горе-менеджеры губят классическую музыку, без конца гоняя те же несколько десятков шлягеров, в то время как великими композиторами написано море гениальных сочинений, на 90 процентов закрытых для публики.

***
65 лет назад в 1946 году Сталинскую премию получил роман Вениамина Каверина, в котором практически не было упоминаний о вожде, партии, комсомоле… Девиз главного героя книги - «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - был взят из эпитафии буржуазного исследователя Роберта Скотта. А замысел романа «Два капитана» сложился из экспедиций дореволюционных полярников - Брусилова, Седова и Вилькицкого. «Российская газета» опубликовала интервью с сыном писателя – академиком Николаем Кавериным. «Когда книга вышла, она подверглась серьезной критике… Однако после того, как она получила премию, осуждения уже быть не могло… Интересно, что роман «Два капитана» был выдвинут на Сталинскую премию первой степени, а получил премию второй степени. Передвинуть его мог только один читатель, как и присудить премию. Видимо, у него было неоднозначное отношение к этому роману».

***
«Найдет и приведет», - обнадеживает передовица газеты «Ведомости. Пятница». Обозреватели издания анализируют новое поветрие на международных фестивалях. Творческие смотры разрастаются, количество участников постоянно увеличивается, и организаторы фестивалей стали выпускать наряду с бумажными программками электронные приложения. Так, на эдинбургском театральном фестивале Фринж в этом году сыграют две с половиной тысячи спектаклей. Даже с подробнейшим буклетом зрители не могут сориентироваться в программе. Музыкальный критик Георгий Биргер вспоминает: «Было так: ты распечатываешь кучу бумажек с лайн-апами разных сцен фестиваля и отмечаешь ручкой, на чье выступление хочешь пойти. Сейчас приложение-гид, в котором легко составить свое собственное расписание концертов, стало вещью необходимой». К тому же изменения, которые возникают по ходу мероприятия, в печатную брошюру войти никак не могут, а в приложении информация обновляется быстро.