22.11.2013 | 10:27

Картина «Евангелист Марк» - cамое впечатляющее приобретение Музея имени Пушкина за 80 лет

Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина пополнилась еще одним шедевром. Это полотно кисти голландского художника Франса Халса «Евангелист Марк». Со времени написания, почти четыре сотни лет назад, картина прожила жизнь, полную детективных приключений, жизнь, достойную толстого романа или многосерийного фильма. До сентября прошлого года она находилась в собственности лондонской галереи Джонни Ван ХАфтена, которая специализируется на голландском искусстве XVII века. Как «Евангелист Марк» оказался в коллекции Пушкинского? Рассказывают «Новости культуры». 

Картина-путешественница – в разделе голландского искусства. Но еще до середины прошлого века серию полотен Франса Халса с образами евангелистов Луки, Марка, Матфея и Иоанна считали почти утерянной. Картины, купленные Екатериной Второй для Эрмитажа, позже переданные Александром Первым для украшения католических церквей в Таврической губернии, после Крымской войны были разлучены. Портрет Евангелиста Марка в 1972 году был выставлен в Лондоне как работа итальянца Луки Джордано. «Портрет бородатого мужчины» показался странным искусствоведу Клаусу Гриму. Экспертиза подтвердила: манжеты и воротник написаны в XIX веке, а под ними – тот самый святой Марк Франса Халса. Зачем евангелисту пририсовали воротник?

«Просто чтобы картина была больше похожа на Франса Халса. Франса Халса в XIX веке знали как портретиста. И действительно, кроме этого цикла «Евангелистов» и еще одной картины, где изображена веселящаяся компания, – это притча о блудном сыне, которая находится в музее «Метрополитен». Все остальные - это портреты бюргеров», - рассказывает зав. отделом Старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков.

Прежде чем атрибутировать произведение, его тщательно исследовали в рентгеновских и инфракрасных лучах, с помощью химического анализа. После удаления воротника и манжет обнаружили изображение льва – символа святого Марка. Музей изобразительных искусств вел долгие переговоры о приобретении шедевра с одной из лондонских галерей.

«Приобрести нам помог – я считаю его другом музея – Усманов Алишер Бурханович. Он уже на протяжении многих лет сотрудничает с нашим музеем. Появились люди, которые готовы жертвовать на культуру», - радуется президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

С помощью меценатской поддержки музей смог организовать крупнейшие выставки Тёрнера, Блейка и прерафаэлитов. Музейщики с нетерпением ждут принятия закона о меценатстве.

«Мы надеемся, что это не последний дар. Осмысленный, не случайный для наших будущих меценатов. И все это - в преддверии принятия закона о меценатстве, которого мы так ждем, который должен спровоцировать эту волну дарений разного рода и помощи музеям, без которой музеям трудно жить», - объясняет директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Вновь обретенный Россией шедевр – теперь в экспозиции. Его встречают гимном красоте.

Приобретение картины «Евангелист Марк» отмечают особо торжественно. И это неудивительно: иметь шедевр знаменитого мастера желали бы лучшие собрания мира. В коллекции Музея изобразительных искусств – это самое впечатляющее приобретение за 80 лет, со времени перераспределения государственного музейного фонда в 20-30 годах.

Новости культуры