21.11.2013 | 11:49

В рамках фестиваля NET французский театр "Бюф Дю Нор" представляет спектакль "Волшебная флейта"

Новая жизнь «Волшебной флейты». Знаменитую комическую оперу Моцарта в постановке Питера Брука представили на Международном фестивале Нового европейского театра. Спектакль еще до показа назвали центральным событием смотра. Режиссер, получивший широкую известность благодаря новаторским интерпретациям классических пьес и театральным экспериментам, взглянул на произведение Моцарта совершенно по-особенному. Рассказывают «Новости культуры».

Питер Брук как всегда – прост и легок, и в этом совершенен. Из декораций – только рояль в углу и стебли бамбука, перемещающиеся по сцене в течение всего действия. Актеры как будто даже не в сценических костюмах – так они современны, и лишь несколько атрибутов их одежды напоминают, этой опере – 222 года. Арии звучат на немецком, реплики – на французском, и несколько слов – на русском.

«Питер Брук нашел способ, чтобы языки звучали не только как звуки, – говорит актер Роже Падюллес. – Он обращается к самой сути языка. Когда мы говорим о любви, важно не то как звучат слова, а то, что они значат. С помощью слов мы передаем эмоции, а они идут из сердца».

Роже Падюлесс в роли Тамино – не по-царски скромен. Влюбленный с первого взгляда лишь в портрет, принц отправляется спасать Памину. Заточенная не у злого волшебника – у друга – она не может сделать выбор между добрым магом Зарастро, матерью – Царицей ночи, и возлюбленным Тамино.

Практически в каждой сцене появляется актер без имени – призрак, связывающий нитью само действие, актеров и зрителей. Он незаметно переставляет бамбук, подает волшебную флейту Тамино, помогает ему найти свою любовь, и снабжает волшебным колокольчиком Папагено. Для Абду Уологема – эта роль стала первым знакомством с оперным искусством изнутри, и с самим Моцартом.

«Работа длилась три месяца, – рассказывает Абду Уологем. – Это было непросто, особенно для оперных певцов, потому что они привыкли к классической манере исполнения, а Питер сказал им – будьте просто людьми, чтобы не было разницы между пением и обычной человеческой речью».

На сцене актеры так органичны, будто не играют – живут в этой истории. Они спускаются в зал, общаются со зрителями и представляют знакомого, и одновременно необыкновенного Моцарта – камерного, магического, эмоционального и по-хорошему простого. Питер Брук размыл границы времени и реальности. В его прочтении Волшебная флейта – как волшебная палочка, превращающая сцену в лес и храм, берег реки и костер.

«Это высшая точка на этом пути, – отмечает арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова. – Это кажущийся простым театр. Он очень простой, и в то же время очень глубокий, возвышенный. Просто по мысли. Я видела очень много «Волшебных флейт» в своей жизни, такой берущей за душу постановки этого произведения я не видела никогда в жизни. Я считаю, что это лучшее произведение моцартовского шедевра»

«Волшебная флейта» – на сегодняшний день последняя постановка Брука. В Москву на фестиваль он не приехал, но в каждом движении актеров, в каждом порыве аплодисментов ощущалось его присутствие. Этот спектакль – как гимн его творчеству, ода, написанная им самим.

Новости культуры