20.11.2013 | 09:27

Крупнейшая в мире коллекция изделий Фаберже будет выставлена в частном музее в Петербурге

У русской роскоши есть имя, известное всему миру – Фаберже. Теперь есть и адрес – Петербург, набережная Фонтанки. Крупнейшее в мире собрание изделий ювелирной фирмы, коллекция Виктора Вексельберга, разместилась в отреставрированном Шуваловском дворце. Всего в музее, который откроется для публики в январе, более четырех тысяч экспонатов, в их числе – 15 пасхальных яиц. Кстати, самая знаменитая «линия» Фаберже – по сути, копирайт. Первое яйцо изготовили для императрицы Марии Фёдоровны в 1885-ом году, повторив идею изделия XVIII века из датской королевской сокровищницы. Супруге Александра Третьего, в девичестве принцессе Дагмар, оно напомнило о родине – и решило судьбу ювелира. Рассказывают «Новости культуры».

Этот момент смело можно назвать историческим: яйца работы Карла Фаберже обретают постоянную прописку – Санкт Петербург, Шуваловский дворец, Синий зал. Под усиленной охраной произведения искусства помещаются в специальные витрины из бронированного стекла. В 2004-м году Вексельберг приобрел уникальную коллекцию у семьи Форбс в Нью-Йорке, чтобы вернуть в Россию. Впоследствии собрание пополнялось. И за девять лет было собрано четыре тысячи произведений декоративно-прикладного искусства.

«Коллекция частная, коллекция, на которую не было потрачено и не будет потрачено государственных денег, – говорит министр культуры РФ Владимир Мединский. – Я уверен, что это будет еще одна точка культурного притяжения на карте Петербурга».

В коллекции – все знаковые работы ювелира. Первое яйцо «Курочка». Его заказал Александр Третий в подарок супруге Марии Федоровне ещё в 1885 году. Есть «Коронационное», с сюрпризом. Внутри – из золота и бриллиантов - точная копия кареты Екатерины Великой. Яйцо было сделано в честь годовщины царствования Николая Второго.

«Когда оригинал кареты реставрировался в ХХ веке, она была в очень плохом состоянии, – рассказывает первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Овчинников. – Реставраторы ориентировались на эту модель. Она точно передаёт весь механизм и может ехать».

Есть в коллекции и последнее яйцо из пятидесяти двух, принадлежавших царской семье. «Орден Святого Георгия». Единственное, которое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне удалось увезти в эмиграцию. Пасхальные яйца – ядро коллекции. Помимо этого в Шуваловском дворце собраны четыре тысячи экспонатов.

«Фаберже привлекал и другие мастерские, – поясняет Михаил Овчинников. – Например, этот серебряный ковш имеет клеймо Фаберже, но выполнен Юлиусом Раппопортом».

Потомственный ювелир Карл Фаберже покровительство Александра Третьего получил в 1882 году. Тогда на Всероссийской художественно-промышленной выставке царь заинтересовался изделиями мастера. Фаберже становится «ювелиром Его Императорского Величества». Браслеты, часы, брошки, подвески и театральный бинокль… Заказчики любили пышность. Фирма удовлетворяла их желания.

«Все эти десять лет мы тщательно трудились и ежедневно и пополняли и расширяли эту коллекцию, – рассказывает директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. – Мы покупали практически на всех континентах нашей планеты: и в Южной Америке, и в Африке, и в Европе, и в Северной Америке, и в Японии, и даже в Гонконге. Везде».

Семь лет назад Виктор Вексельберг решил, что знаменитый ювелир достоин отдельного музея. И арендовал на 49 лет Шуваловский дворец на набережной Фонтанки. Памятник архитектуры XIX века. До революции здесь жила Софья Нарышкина с мужем Петром Шуваловым. Один из самых знаменитых адресов для петербургской аристократии – супруги постоянно устраивали пышные балы и концерты. В советское время здесь был сначала музей дворянского быта, затем Дом техники, позже Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Реставрация дворца обошлась почти в 30 миллионов долларов.

Вот так выглядел дворец ещё пять лет назад. Тогда реконструкция оценивалась в 10 миллионов долларов. В итоге сумма утроилась. Реставраторы восстановили купол, вернули первоначальный облик мраморной парадной лестнице. Очистили от многочисленных слоев краски и лака двери, окна и элементы декора из ценных пород дерева – чинара, ореха, дуба. Восстановили и уникальные исторические интерьеры. Ждал реставраторов и сюрприз - вскрыв 8 слоев краски они обнаружили настенную роспись.

«Мы раскрыли всю эту декорацию живописную, она улеглась в деревянные лажементы, которые соответствуют готике, – показывает начальник отдела памятников декоративно-прикладного искусства комитета по охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Слава Симкина. – Утраты воссоздали, чтобы целостность не разрушать».

Сейчас это достойная оправа для бриллианта – «Музея Фаберже», первого частного музея в России федерального масштаба.

Новости культуры