19.11.2013 | 09:47

Фестиваль театральных школ "Подиум" проходит в столице

Московский театральный институт имени Щукина в 13-й раз принимает Международный фестиваль театральных школ «Подиум». И хотя актёры – люди суеверные, для участников смотра «фатальное» число наверняка станет счастливым. Счастье, как было сказано в одном старом добром фильме – это когда тебя понимают. В этом году на «Подиуме» демонстрируют классические и новаторские модели обучения из 11-ти стран – чтобы в общем театральном пространстве общаться без перевода. Рассказывают «Новости культуры».

Мычать, зевать, свистеть и бешено резвиться – здесь разрешают и просят. Будни театральных училищ разных стран на четыре дня переместились в одно – Щукинское.

«Диапазон широкий: и Америка, и Италия тебе здесь, – говорит народный артист России, ректор Театрального институт имени Б.Щукина Евгений Князев. – И Корея к нам заскочила. Ну, это Украина, Белоруссия, Молдова».

В этом году на «Подиуме» показывают не результат – итоговые спектакли, – а учебный процесс – то, как они создаются.

«Это такой огромный обмен опытом, – отмечает председатель экспертной комиссии фестиваля «Подиум» Константин Райкин. – Важно, чтоб школа любая со своими традициями была открыта к миру. Чтоб здесь не было келейности в школе. А это, к сожалению, бывает: «мы все знаем, тут шаманим, тут свой суп варим и не хотим больше никаких рецептов».

Как освободить своё тело от привычных движений, а голос – от знакомого звучания? Об этом тренинг «изобретательного театра» “DA!” из Техаса.

«Основа нашей методики – соединение новых возможностей тела и голоса, – рассказывает театральный педагог Хедер Хиггинс. – Начинаем с образа или идеи. Например, представляем, что парим над водой. Как будто у нас есть крылья. А для вокала это помогает найти более высокие и открытые тона в голосе».

Своим экспериментальными методиками делились и московские студенты.

«Показали целый комплекс упражнений с итальянскими масками – с масками комедии Дель Арте, – говорит заслуженный артист России, художественный руководитель фестиваля «Подиум» Владимир Иванов. – Это очень интересно. Это никакого отношения не имеет к традиционному русскому психологическому театру, но тем не менее это замечательно и доказательно».

Говорят, щукинцам аплодировали рьяно даже итальянцы. Их ответом – стала работа над гоголевским «Ревизором». Тут пришла пора удивляться нашим студентам. Таких живых и выразительных героев знаменитой комедии они привыкли видеть в исполнении разве что народных артистов.

«У нас в основе – работа с физикой актера, – поясняет профессор Академии драматического искусства Нико Пепе Клаудио Де Маглио. – Весь первый год в нашей Академии мы работает в основном с телом. Избавляемся от клише, занимаемся танцевальной импровизацией. Затем учим ребят осознавать и выстраивать характеры. Всё это помогает идеально вживаться потом в персонажа».

Насколько тяжело вживаться в образы Городничего, жены смотрителя училищ, Хлестакова, Добчинского и Бобчинского – можно лишь догадываться. Кажется, с бедных итальянцев сходит семь потов. Но эффект поразителен. И показателен для всего фестиваля «Подиум». Его организаторы хорошо помнят идею Бориса Захавы – великого продолжателя школы Вахтангова. О том, что «наша школа очень хорошая, но надо помнить – она не единственная».

Новости культуры