19.11.2013 | 16:42

Искусство Японии - на выставке в Эрмитаже

Окружающие человека предметы оказывают на него неповторимое, мимолетное воздействие. В буддийской культуре с X века существует даже понятие «очарование вещи». Оно связано с представлением об эфемерности и тщетности бытия. Как выражают свой печальный «восторг от вещи» японские художники XXI столетия – можно узнать на выставке в Эрмитаже.  Рассказывают «Новости культуры». 

Праздник, организованный Петербургским Домом национальностей, совместно с Этнографическим музеем, продолжился в большом Мраморном зале. Там для зрителей развернулось настоящее шоу - с демонстрацией национальных костюмов, инструментов, исполнением старинных песен и танцев.

Несколько десятков работ, 10 авторов - из современных художников Японии Эрмитаж попытался выбрать лучших. Каждое произведение по-своему уникально. Объединяет их одно - попытка передать свое понимание древнего художественного принципа «Моно-но Аварэ», что в переводе означает «печальное очарование вещей».

«Это такая японская эстетика, которая говорит о том, что в каждой вещи, в каждый конкретный момент, есть свое очарование: будь то крупинка соли, будь то листики дерева, маленький цветочек. В нем есть свое ощущение бытия, непрерывности бытия и в каждом элементе есть Будда», - объясняет заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Из простых бытовых предметов, японские художники создают необычные инсталляции и арт-объекты. Они призваны пробудить у посетителей воображение и вызвать чувство восторга. Например, в темной комнате автор играет тенями. Обычные карандаши, тазы и прищепки становятся частью сложного мира.

Один из объектов экспозиции – лабиринт. Самая масштабная работа на выставке. Чтобы создать такой лабиринт, японский художник Мотои Ямомото использовал 160 килограммов соли, и работал он с утра до вечера на протяжении 10 дней.

Соль в японской культуре имеет особое значение, используется в ритуалах. Считается, что она помогает очиститься духовно. Мотои Ямомото уверен, что в соли заключена память людей. Он не придумывает заранее эскизы и схемы - все работы создает, повинуясь своим сиюминутным воспоминаниям.

«Сама тема лабиринта связана с воспоминаниями о моей покойной сестре. Она умерла в возрасте 24 года от рака головного мозга. Так или иначе, пройдя какой-то путь, я смогу с ней встретиться, выйдя из этого лабиринта», - добавляет Мотои Ямомото.

Молодые художники Японии не слишком стремятся попасть на западный арт-рынок. Их работы сильно отличаются от привычного европейцам современного искусства. Возвращаясь к своим историческим корням, японцы приглашают и российских зрителей по-другому взглянуть на простые вещи.

Новости культуры