05.08.2011 | 16:05

Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры

Их вдохновила пустыня, и теперь ее красоты можно увидеть на выставке «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры». В основе экспозиции – фотографии архитектурных памятников прошлого и рисунки наскальной живописи, сделанные учеными-востоковедами. То, что выставка проходит в Музее Рериха, символично. Ведь именно Рерих был одним из первых, кто радел за сохранение культурного наследия этого уникального места. Рассказывают «Новости культуры».

Для них это уже давняя традиция – в феврале хоть пару дней проводить в Ливии. Алексей Подцероб и Николай Сологубовский поначалу покоряли песчаное царство вдвоем, а теперь уже сыновьями и даже внуками. Такая тяга к пустыне, признаются, как болезнь, от которой не хочется лечиться.

«Есть очень хорошая пословица у арабов. Они говорят так: "Бог создал земли, покрытые зеленью, чтобы люди там жили. И бог создал пустыню, чтобы люди узнавали там самих себя"», – говорит востоковед, кандидат исторических наук, бывший Полномочный и Чрезвычайный посол СССР и России в Ливии Алексей Подцероб.

Свой путь они прокладывают вдалеке от привычных туристических маршрутов. На их фотографиях – опаснейшее путешествие, покорение самого труднодоступного района Сахары – Эрга Мурзук. До сих пор до сердца Великой пустыни добирались считанные единицы. Большинство погибало в пути. Сологубовский и Подцероб – первые русские, кому покорился этот пустынный Эверест.

«Был один момент, я помню, когда мы попали куда-то вроде цирка и были из него вынуждены выбираться кругами. Это напоминало гонки по вертикали в цирке. Только вся трудность заключалась в том, что это был песок. Не дай бог, машина завязнет, она же сразу опрокинется», – продолжает Алексей Подцероб.

Николай Сологубовский убежден: первым художником была женщина. Добытчику-мужчине в те далекие эпохи было не до изобразительного искусства. И таким вниманием к деталям, такой наблюдательностью могла обладать только женщина. Какие только ассоциации не рождают у современного человека эти рисунки, созданные 12 тысяч лет назад. 

«Когда мы увидели этот рисунок, действительно, сразу я закричал: "Алексей Борисович, смотрите, это же "Дама с собачкой". Мы видим самые различные детали ее туалета, мы видим даже былые башмачки, мы видим шапочку», – вспоминает историк-востоковед, писатель, кинематографист Николай Сологубовский. 

Самым страшным путешествием в Ливию оказалось последнее – месячной давности. Архитектурные потери Триполи после бомбежек ученым только предстоит подсчитать. Древние храмы, театры, которые пережили не одно тысячелетие, переживут ли они наш век?