19.11.2013 | 11:28

65 лет назад было издано постановление о производстве и распространении диафильмов

Когда-то почти в каждой советской семье был диапроектор. Диафильмы заменяли детям, да и взрослым, кино и телевидение. В 48-м году Совет министров СССР принял постановление «О производстве и распространении диапозитивных фильмов». С этого времени студия «Диафильм» вышла на новый уровень. Она выпускала миллионные тиражи – не только окупала себя, но и приносила серьезную прибыль. Все закончилось в 91-м году, когда студия прекратила свое существование. Но жизнь диафильмов продолжается. Об их прошлом и настоящем рассказывают «Новости культуры».

«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, – говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. – Здесь такой вот ритм – нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза – вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер – просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, – отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. – Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь – Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет – сначала масляный, потом керосиновый и электрический – падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже – советского агитпропа – диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром – без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные – стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, – рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. – То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка – конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, – вспоминает Сергей Скрипкин. – Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени – те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации – Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», – говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

Самый молодой диафильм в коллекции был создан в 91 году. «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил» – одна из последних лент, созданных студией «Диафильм». С тех пор диафильмы в России не производятся. К нам поступает венгерский импорт. А еще – выручает Интернет.

В сети есть много сайтов, на которых выложены десятки оцифрованных диафильмов. Делают это энтузиасты, тратя примерно час времени на перевод одной пленки в виртуальный формат. Вместо механизма проектора оцифрованная пленка теперь движется кликом мыши.

Диафильмы сегодня можно скачать в телефон или планшет. Старинное искусство незаметно перекочевало в форматы современные. И каждый, кому интересно пожить немного в медленном темпе диафильма, может это сделать.

Новости культуры