18.11.2013 | 16:33

Конкурс «Лучший учитель русской словесности зарубежья»

Русский как иностранный. Как помочь детям, живущим за рубежом, постичь красоту и богатство русского слова? Чтобы поговорить об этом и не только, в Москве собрались педагоги из стран СНГ, Балтии, Республик Абхазия и Южная Осетия. Участники профессионального форума – финалисты первого международного конкурса «Лучший учитель русской словесности зарубежья». Смотр проводился в два этапа. Имена победителей будут объявлены сегодня. Рассказывают «Новости культуры». 

За одним столом - лучшие учителя русской словесности зарубежья. Тянут руку, ищут ответы, интерпретируют художественные тексты. Прямо как школьники у доски - многие участники конкурса не скрывают волнения. Профессиональные форумы для большинства – редкость.

«Мы как бы дистанцированы от общего стратегического развития русского языка, которое происходит во всем мире, в России в частности. Нам не хватает методической помощи, не всегда мы ее можем получить. Не хватает воздуха нам самим, учителям. Мы хотим знать больше, уметь больше», - отметила участник конкурса Людмила Мельникова (Узбекистан).

Никто из представителей 15-ти стран не жалуется на отсутствие мотивации у учеников. И в Прибалтике, и в Средней Азии знать русский – значит иметь преимущество на рынке труды. Школьники это понимают. Но это чуть ли единственная общая черта. В каждой стране – свои трудности – политические, экономические, лингвистические.

«Я отношусь сейчас к группе преподавателей - русский как иностранный. А русский как иностранный сейчас, к сожалению, в Латвии преподается только с 6-го класса. У меня, в основном, дети русскоговорящие, и для них русский - родной язык. И значит, они до 6-го класса разговаривают на простом разговорном языке», - объясняет участник конкурса Елена Кривинь (Латвия).

Методологических вопросов много. Например, как преподавать язык, когда русская литература в расписании не предусмотрена. В некоторых странах ученикам точно придется объяснять, кто такие Радищев и Державин. Еще одна проблема – подготовка новых кадров.

«У нас, к сожалению, очень малое количество учителей компетентных, владеющих свободно русским языком, владеющих основами педагогики, методами преподавания русского языка», - сетует участник конкурса Равшан Сафаров.

У конкурса - несколько задач. Участники, конечно, делают презентации, состязаются в ораторском искусстве и выразительном чтении. Но для большинства акцент – не на соревновании. Тренинги, лекции, мастер классы – настоящие курсы повышения квалификации. Планируется, что в будущем в них будут участвовать преподаватели русской словесности - из 60-ти стран.


Новости культуры