18.11.2013 | 10:40

Темур Чхеидзе принимает поздравления с юбилеем

Темур Чхеидзе – приверженец классических театральных традиций. На его счету более семидесяти спектаклей. Ставил и как оперный режиссер – в Метрополитен Опера и в Ла Скала. Более двадцати лет отдал Большому драматическому театру имени Товстоногова, шесть из которых возглавлял труппу БДТ. Но в феврале этого года покинул Петербург и вернулся на родину, в Грузию, где и отмечает сегодня юбилей. Темуру Чхеидзе исполняется 70. Рассказывают «Новости культуры».

Темура Чхеидзе в России часто спрашивали: почему не совмещает режиссуру и преподавание. Он отвечал: «не имею права воспитывать русского актера, ставить и работать – да, но не учить, артиста выращивать нужно всей аурой национальной культуры». Теперь, вернувшись на родину, Чхеидзе полностью погружён в работу с молодыми – преподает в Тбилисском театральном университете.

«Самое важное для меня – успеть поработать с людьми, – говорит режиссер. – И если хотя бы несколько человек выйдут настоящими артистами, я буду счастлив».

С момента, как Чхеидзе вернулся в Тбилиси, прошло больше полугода, но жизнь его, признается, не сильно изменилась. В родном городе он и так часто бывал, ставил спектакли – почти каждый год. Покинув Большой драматический театр имени Товстоногова, хотел взять паузу, но все же не смог устоять: чуть более месяца назад в театре Марджанишвили прошла премьера. «Метод Грёнхольма» – к этой пьесе режиссер уже обращался, по ней поставил свой последний спектакль в БДТ.

«Обычно я слежу за ними, долгое время делаю уточнения, чтобы спектакль развивался, – рассказывает Темур Чхеидзе. – Так вот, мне не удалось довести его до конца, и видно у меня ностальгия. Когда я приехал сюда, то понял, что должен поставить здесь его».

Темур Чхеидзе пока не намерен примыкать к какому-либо театру – будет ставить на разных площадках. Остается верным своим убеждениям – не браться за то, что модно и «на злобу дня». Актеры для Чхеидзе по-прежнему – вершина, главное в его театре мысли и чувства.

«Необыкновенно благородный человек и с моей точки зрения очень хороший режиссер, – говорит народная артистка СССР Алиса Фрейндлих. – Вся его палитра носит характер четкого графического рисунка-спектакля, и это меня радует и поражает, потому что очень много суеты сегодня, которая не складывается в единую картину. Так вот его спектакли –очень гармоничны».

«Эстетически он противоположность Товстоногову, – отмечает театровед Анатолий Смелянский. – Он не масштабный, не крупный, не мощный, это очень застенчивый человек, а застенчивость в режиссерской профессии вещь сугубо отрицательная и положительная, и я его знаю всю жизнь и когда он был в Тбилиси он говорил : Толя приходи посмотреть «Власть тьмы», но тебе не понравится ,зритель не будет ходить это не шумный спектакль. Вот это Темур Чхеидзе».

Сам себя Чхеидзе называет консерватором, не готовым к радикальным переменам. Грузинский режиссер – один из последних рыцарей русского психологического театра, он убежден, классические традиции скоро снова будут востребованы.

Новости культуры