08.08.2011 | 10:54

Выборг вновь распахнул "Окно в Европу"

Только отечественные фильмы, новинки игрового, документального, анимационного кино и лучшие ленты сезона – таковы приоритеты кинофестиваля «Окно в Европу». В этом году в основном конкурсе 14 картин. Всего же в афише более 60 киноработ. Большинство и для жюри, и для зрителей – «темные лошадки». Ведь половина режиссеров – дебютанты «полного метра». Из Выборга – репортаж «Новостей культуры».

Самый городской из всех фестивалей. В эти дни, действительно, весь Выборг не просто живет – идет в ногу с российским кино. В день открытия – бодро, под марши, несмотря ни на что. Фестиваль состоялся, хотя вначале отборщикам казалось, столько конкурсных фильмов в этом году не наберется.

Выбор Выборга – это фильмы, которые не были готовы или по каким-то другим причинам не оказались в программе сочинского Кинотавра и Московского Международного. Но это фестиваль, который не подводит итог, а открывает новый сезон. Осенью показанные здесь фильмы выйдут на большие экраны, но первая встреча со зрителем начинается здесь, в Выборге, где один-единственный кинотеатр на весь город.

Фильм Андрея Смирнова «Жила - была одна баба», видели только друзья и прокатчики, у журналистов еще нет ни одного кадра. Фильм не в конкурсной программе – он закрывает фестиваль. По словам режиссера, экзамен перед зрителем он будет держать именно здесь. Через 30 лет Смирнов возвращается в режиссуру этим фильмом об одной из самых страшных страниц истории – тамбовском восстании крестьян и судьбе простой женщины.

«Что касается того, насколько фильм соответствует тому, что было в реальности - я бы сказал, он розовый, – говорит режиссер. – Потому что то, что было на самом деле средствами искусства воспроизвести нельзя. Человек идет в кино не для того, чтобы повеситься, а если воспроизводить то, что было, то надо повеситься».

В день открытия, а это праздник, которого здесь ждут целый год, все же поставили комедию. «Пять невест» Карена Оганесяна, который признается – жаль, не ему пришла эта авантюрная идея – жениться сразу на пятерых, но все равно – все по-честному. Для героев, воинов-победителей, застрявших в берлине в мае 45-го, когда вся страна строит новую жизнь – единственный шанс не остаться без невест: отправить на родину летчика- друга, выдать ему паспорта, и жениться заочно.

«Суть моей роли и суть каждой из девчонок - фраза, которую я говорю в фильме: «ох, сильная штука законный брак, мужа в глаза не видела, а скучаю», – на мой взгляд, какое прекрасное заблуждение», – говорит актриса Юлия Пересильд.

Конкурсные фильмы, разные по темам, жанрам, рассчитанные на разного зрителя. Про свой дебют в игровом кино Андрей Зайцев и сам говорит, вряд ли у его «Бездельников» будет широкий зритель, разве только в кино приведет их ностальгия.

Сценарий, написанный по ранним песням Виктора Цоя - о времени, которое режиссер и называет «Бездельники», о возрасте между 16 и 20, о жизни, в которой вроде ничего и не делаешь, но она насыщена невероятно.

«Чем мне просто очень дорог этот сценарий, этот фильм, тем, что оно абсолютно естественно, очень живое, родилось из песен, не было надуманности, давай-ка снимем кино на песни Цоя, чтобы привлечь зрителя. Сами песни родили сценарий», – рассказывает режиссер.

Выборг не делит фильмы на авторские и массовые. Здесь говорят - мы просто показываем кино. В этом году под девизом «прогноз на завтра». Но в первый день фестиваля на прогнозы никто не отважится - даже самые дальновидные у местного символа - осьминога, хоть и не Пауля, пока только фотографируются и ждут каждого конкурсного дня.

Читайте также: 

"Криминальные обстоятельства" на фестивале в Выборге>>>