09.02.2010 | 17:34

Ток-шоу «Послесловие»: есть ли противоядие от «очарования зла»?

1 февраля в 21:20 на телеканале «Культура» начался премьерный показ киноромана Михаила Козакова «Очарование зла» с участием известных российских актеров – Алексея Серебрякова, Наталии Вдовиной, Галины Тюниной, Кирилла Козакова, Анны Каменковой, Карэна Бадалова, Андрея Ильина, Владимира Качана.

9 февраля в 22:05 в эфире телеканала «Культура» – ток-шоу «Послесловие», посвященное главной теме, затронутой в телесериале Михаила Козакова «Очарование зла». Разговор о судьбах русских эмигрантов первой волны в гостях у Александра Архангельского ведут историки Наталья Нарочницкая и Сергей Мироненко, историк и журналист Николай Сванидзе, режиссер Михаил Козаков, актриса Алла Демидова и театровед Виталий Вульф. Они обсудят проблему нравственного выбора и судьбы русской интеллигенции первой половины XX века, жизнь русского Парижа 30-х годов XX столетия, да и историю страны в целом.

«Послесловие» – это не программа, которая рассказывает о фильме. Это круглый стол, собравший думающих людей. Виталий Вульф вспоминает интересные факты из истории своей семьи, ведь среди его собеседников – те, для кого тема фильма Михаила Козакова стала частью личной, семейной истории. Впрочем, и сам Михаил Козаков может многое рассказать о той эпохе – его мать была репрессирована, но при этом поддерживала идеи тех, из-за кого пострадала.

Нет ничего удивительного и в том, что за круглым столом «Послесловия» разгорались жаркие споры, ведь у каждого из гостей программы есть собственная точка зрения. «Но общая тональность беседы, безусловно, была положительной, – рассказала Елена Ивановна Ковалевская, руководитель Студии спецпроектов и экспериментальных программ телеканала «Культура». – Ведь и в фильме Михаила Козакова нет однозначных оценок, нет ярлыков. Все участники событий – это молодые люди. Но как им было непросто в той ситуации, и разве могли они поступить иначе? Ведь, например, граф, мог оказаться лакеем, кто-то недоедал, а кто-то отстаивал свои новые идеи».

«Во имя идеи человек может и продать, а вот во имя веры – не может!» – в этом уверена гость «Послесловия», доктор исторических наук Наталья Нарочницкая.

Во время съемок «Послесловия» участники программы смогли увидеть ряд интересных исторических документов, которые, кстати, были использованы и во время съемок самого фильма «Очарование зла». Конечно, рассказ об этих документах ждет и телезрителей.

По мнению ведущего передачи Александра Архангельского, в студии собрались люди «очень образованные, глубоко погруженные в тему, понимающие, как делается кино – с одной стороны, и как делается история – с другой. Мы понимаем, что люди мыслят по-разному, но нам важно было не людей столкнуть, а понять те проблемы, которые поднимаются в этом фильме Козакова, развернуть их в прошлое, в настоящее и в будущее. Понять, есть ли противоядие от этого «очарования зла». Если да – то в чем оно заключается? Параллельно нам хотелось разобраться в том, как все было на самом деле, ведь это художественный замысел Михаила Михайловича Козакова. На документальной основе, с детальной проработкой источников, но все-таки художественный замысел. Интересно было сравнить образ, созданный художником-Козаковым, с той исторической основой, которая существовала в реальности, - поясняет Александр Архангельский. - Я думаю, что эти задачи мы решили.
Свою позицию представили историки – Сергей Мироненко, Николай Сванидзе, Наталья Нарочницкая. Что касается Аллы Демидовой и Виталия Вульфа, то, хотя они и не являются профессиональными историками, но так долго занимались русским модерном и культурой русской эмиграции, что в некоторых пунктах могут дать фору и профессионалам».

По мнению ведущего передачи Александра Архангельского, в студии собрались люди «очень образованные, глубоко погруженные в тему, понимающие, как делается кино – с одной стороны, и как делается история – с другой. Мы понимаем, что люди мыслят по-разному, но нам важно было не людей столкнуть, а понять те проблемы, которые поднимаются в этом фильме Козакова, развернуть их в прошлое, в настоящее и в будущее. Понять, есть ли противоядие от этого «очарования зла». Если да – то в чем оно заключается? Параллельно нам хотелось разобраться в том, как все было на самом деле, ведь это художественный замысел Михаила Михайловича Козакова. На документальной основе, с детальной проработкой источников, но все-таки художественный замысел. Интересно было сравнить образ, созданный художником-Козаковым, с той исторической основой, которая существовала в реальности, - поясняет Александр Архангельский. - Я думаю, что эти задачи мы решили.
Свою позицию представили историки – Сергей Мироненко, Николай Сванидзе, Наталья Нарочницкая. Что касается Аллы Демидовой и Виталия Вульфа, то, хотя они и не являются профессиональными историками, но так долго занимались русским модерном и культурой русской эмиграции, что в некоторых пунктах могут дать фору и профессионалам».

Александр Архангельский также подчеркнул, что во время дискуссии для него было особенно важно сохранить объективность: «Я могу придерживаться субъективной точки зрения как зритель, как гражданин, как человек. Но это история не про меня, а про фильм Михаила Михайловича Козакова, про то, как люди, живущие этой темой, воспринимают этот фильм и те проблемы, которые он поставил».

www.tvkultura.ru