19.10.2012 | 10:34

В столице открылся первый фестиваль скульптуры "Российские ваятели"

Скульптура – светоч живописи и первое из искусств, уверял великий Микеланджело. Доказать, что это на самом деле так – взялись в столичной галерее «Дом Нащокина». Здесь представлен широкомасштабный проект «Российские ваятели». Экспозиция ретроспективно рассказывает об отечественной скульптуре, представленной в работах ее лучших ваятелей: от Эрнста Неизвестного до Владимира Немухина. Рассказывают «Новости культуры».

Скульптура Михаила Шемякина, встречающая посетителей в первом же зале галереи, в свое время наделала много шума и разделила петербуржцев на тех, кто ею искренне восхищается и тех, кто до сих пор не может спокойно проходить мимо этого образа Петра. Но такие удачи у скульпторов в последнее время случаются все реже – да и сама скульптура, похоже, постепенно вытесняется на периферию культурной жизни актуальными видами искусства. Организаторы фестиваля решили этим поспорить. Они пригласили самых именитых российских скульпторов. Причем попросили выставить именно те работы, которые изначально не предназначались для публичного показа.

«Есть скульпторы, которые ставят памятники, как Александр Рукавишников или Георгий Франгулян, и как будто они полностью реализованы, – говорит куратор выставки Наталья Рюрикова. – Но в своих мастерских они, и не только они, делают малые формы. Эти малые формы удивительно красивы».

Произведения Даши Намдакова есть во многих частных коллекциях. Весной этого года статую Чингисхана работы Намдакова установили в центре Лондона, что вызвало, недовольство английских парламентариев. По-соседству – скульптурные композиции проживающего в Норвегии Виктора Корнеева. Его работы есть в некоторых норвежских городах, но покорить столицу – установить памятник в Осло – пока не удалось.

«Как бы ты там не был хорош, ты там чужой, – отмечает Виктор Корнеев. – Если у тебя нет мирового имени, тебя всегда будут настороженно воспринимать, есть приоритет – свои в первую очередь».

Другой участник фестиваля скульптуры – Сергей Мильченко. Через пластические образы он раскрывает евангельские сюжеты. Эта работа называется «Кто без греха» и говорит сама за себя. Скульптор стремится приблизить далекие событие к современности, показав их непреходящую ценность.

«Идея этого произведения достаточно ясная, – говорит скульптор. – Почему Христос стоит у столба - понятно. Тут есть объявления о продаже квартир и машин, есть римские какие-то надписи. И этот столб не современный, он из всех времен. Он как бы показывает, что это вневременная ситуация».

Все эти работы создавались скульпторами не на заказ, в первую очередь для себя. Поэтому вряд ли в ближайшее время они украсят улицы и площади российских городов. Впрочем, загадывать нельзя. Иногда такие выставки посещают те, от кого зависит установка памятников в городах.