09.08.2011 | 10:13

Печать. 9 августа 2011

«Простое, как мычание» – так озаглавлена статья в «Российской газете», рассказывающая о выставке «О наивном и вечном на Земле». Анализируя работы художников Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова и Александра Суворова, авторы резюмируют: наивные художники создают свои простодушные чудеса не благодаря образованию, комфортным условиям жизни или поощрению ценителей, а, наоборот – вопреки (скажем, скудости быта и бесприютности, горестям и болезням). Другие темы утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
«Центр Грабаря забыли профинансировать», – сообщает «Московский комсомолец». Прошлым летом в научно-реставрационном центре случился пожар, который унес жизни двух спасателей и охватил две тысячи квадратных метров мастерских. Прошел год, но здание до сих пор не отремонтировано, хотя реставраторы продолжают там работать. Как утверждает директор реставрационного центра Александр Лесовой, в 2011 году финансирования еще не было. Деньги ожидают каждый день. «Полностью возобновить работу в здании пока невозможно. Оно работает по временной системе. Вывезен весь мусор, то, что сгорело. Там проведены противоаварийные укрепления, демонтированы все аварийные участки. Второй этаж законсервирован. А первый этаж не пострадал. Мы открыли там три отдела, но экспертизу не проводим».

***

«Московские новости» пишут о юбилейном, сотом, Байрейтском фестивале, который проводят в Баварии потомки Рихарда Вагнера. Главным событием стала новая постановка оперы «Тангейзер». За дирижерским пультом стоял Томас Хенгельброк. Во всех своих постановках, он, как реставратор, снимает с музыкальной картины поздние напластования, чтобы обнаружить первоначальную волю автора. «Версия вышла укороченная - облегченная и свежая, как майский ветер», - пишет обозреватель Екатерина Беляева. Вообще, после того, как фестиваль возглавили сводные сестры Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье, премьеры здесь случаются каждый год, и это премьеры шумные. «Катарина молода и хочет, чтобы фестиваль ее прадеда перестал быть консервативным учреждением. Единственное, что по ее мнению должно оставаться неизменным и вечным, - это музыка, а постановочные решения и режиссеры могут быть разными, и чем ближе они к современному искусству, тем лучше».

***

«Куда идет российское кино?» - вместе с организаторами кинофестиваля «Окно в Европу» пытается выяснить обозреватель «Независимой газеты» Евгения Леонова. Диагноз первых дней киносмотра таков: фестивальные фильмы «уже дали богатую пищу для размышлений, но ничего для надежд». И «Пять невест», и «Долина роз» - своего рода, фильмы-симптомы. «Состояние дел в нашем кино по ним можно изучать, как состояние больного по листкам с результатами анализов. Первая – дефицит новых идей и неспособность видеть очевидные проблемы, что компенсируется опорой на истории из старого советского кино. Возможно, что это не столько слепота, сколько подстраховка… Меньше риска, если взять проверенную временем, популярную комедию 70-х, и использовать ее по второму разу».