09.08.2011 | 10:26

Гармония древних традиций и современности

9 августа – Международный день коренных народов мира. Он отмечается по инициативе ООН с 1994 года. Малочисленные этносы, сохранившиеся на землях своего исконного обитания, составляют не более шести процентов от всего населения Земли. Но именно они остаются хранителями культурного многообразия планеты. Почти все государства в ХХ веке пытались ассимилировать малые народы. Пример гармонии древних традиций и современности корреспонденты «Новостей культуры» обнаружили на севере Норвегии, где проживают саамы. 

Этот университет в Тромсе – самый северный в мире. В следующем году он отметит свое сорокалетие. Сегодня здесь учится порядка 8 000 студентов. На территории ВУЗа соседствуют учебные корпусы в стиле модерн и хай-тек и традиционные для коренных народов Норвегии постройки. На потолке одной из них – звездное небо. Согласно саамским поверьям, если стрела пересечется с созвездием северного оленя – мир ожидают большие перемены. Многочисленные мифы, язык и культурные традиции в Центре саамских исследований изучают не только норвежцы, но и студенты из России, Финляндии, Японии и Соединенных Штатов Америки. Специалисты в области малочисленных народов из года в год ценятся все больше, и как заверяют руководители этого центра, ни один из их выпускников не остался без работы. Возрождение и поддержка саамской культуры сегодня одна из приоритетных задач королевства Норвегии.

«Особое внимание мы уделяем языку, – говорит директор Центра саамских исследований университета Тромсе Хильдегун Бруланд. – Насчитывается порядка десяти саамских диалектов. В годы, когда культура саамов была под запретом, многие знания утратились, и сегодня мы ведем большую работу по ее возрождению».

Музею саамской культуры в Тромсе свои экспонаты приходилось собирать чуть ли не по крупицам. В ходе норвегизации страны многим саамам пришлось отречься от своей национальности. Одна из инсталляций наглядно демонстрирует, как стремительно проходил это процесс – если в тридцатые процент тех, кто при получении паспорта отнес себя к саамам, был относительно высок, то уже 50-е большинство отнесли себя к норвежцам.

В 90-е ситуация вновь начала меняться. Люди начали с гордостью называть себя саамами. В экспозиции – галерея портретов, а под ними предметы быта, которые все же удалось сохранить. Православный священник из Мурманской области c саамской вышивкой на рясе подарил музею вот этот мешочек для ладана. Экспозиция исторического раздела рассказывает, как жили предки современных саамов. Так, передвигаясь на лыжах, они пользовались только одной палкой, а самой ценной валютой было мясо ската.

«Вот это очень старая лодка, – говорит куратор выставки Анна Ивлен. – Если вы видите, то в этих местах она сшита. Нитку делали из сухожилий животных. При погружении в воду сухожилия расширялись, и это спасало лодку от проникновения воды».

Главным промыслом саамов на протяжении столетий было оленеводство и рыболовство. В саамской деревне Манндален около восьмисот жителей. Большая часть из них круглый год занимается рыболовством. Благодаря теплому течению Гольфстрима норвежские фьорды зимой не замерзают.

Традиционная саамская землянка, представленная в экспозиции, называется гамме. Сегодня в них конечно уже не живут, однако в былые времена такое жилище могло прослужить почти полвека. Конструкция, на которой держится землянка, называется «уши». По бокам, на оленьих шкурах, сидели гости и члены семьи. А в центре – глава семейства. Он следил за очагом, огонь в котором нужно было поддерживать постоянно.

Улле Исахсон в этом году исполнилось 80 лет. Но оставлять свое ремесло она не намерена. Каждый день приезжает в свою мастерскую – плетет традиционные саамские ковры. Три нити налево, три нити направо - так появляется черно-белый скрен.

«Этому ремеслу меня научила моя бабушка, – рассказывает рукодельница. – Наша семья занимается ковроткачеством на протяжении трех веков. Во время работы предпочитаю не сидеть, а стоять - так удобнее, да и нить натягивается сильнее».

Братья Херман, Хольвард и Хон Рундберг – тоже саамы. Они родились в семье музыкантов. Недавно братья организовали свою группу. Их песни больше напоминают битловские, однако мотивы традиционных саамских песнопений которые называются йойки, в них тоже можно расслышать.

«Мы хотим петь на понятном современной молодежи языке, – говорит Хон Рундберг. – Но мы помним о том, что мы саамы и поэтому наша музыка – это синтез народной фольклорной и современной электронной музыки».

Сегодня, культура самого северного коренного народа Европы, переживает свое второе рождение. Они не только трепетно относятся к своим традициям и прошлому, но и открыты для будущего.