09.08.2011 | 11:42

Как сохранить историко-культурное наследие России?

«Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы помочь народу осознать ценность этих сокровищ». Эти слова прозвучали 45 лет назад, летом 1966 года на Первом Учредительном съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Подводя итоги почти полувековой работы, защитники национального достояния, решили обратиться к народу. Уровень информированности людей о проблемах сохранения культурного наследия, и, что важно, их готовность к активным действиям выяснили в ходе опроса жителей семи исторических городов России: от Пскова до Иркутска. Рассказывают «Новости культуры».

Основанный еще в 1370 году племянником Сергия Радонежского, преподобным Федором, закрытый в 20-х, изуродованный в 30-х – храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове еще недавно использовался, как компрессорная, в которой стояли корабельные дизели»

Компрессорный цех завода Динамо разобрали, стены реставрировали, храм, где находятся захоронения героев Куликовской битвы – Пересвета и Осляби – выстоял, но эта, одна из последних и больших побед ВООПИиК, как-то теряется на фоне еще больших поражений.

«Наследие России с одной стороны, велико, а с другой – столь хрупко и особенно в последние годы исчезает со страшной быстротой, – говорит Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук. – По сведениям ВООПиК в России исчезает от одного до трех памятников в день».

Когда в 2000-м Галина Маланичева возглавила общество, у него уже не было ни той армии подвижников, ни того финансирования, в здание, где когда-то две недели прожил Пушкин, и которое само-то едва выжило, со всей страны приходило одно - сносят. С середины 90-х исчезло больше памятников, чем за годы Советской власти, включая Великую Отечественную. Но, те, кто бьется за памятники сегодня, оказалось, не знают, на кого рассчитывать завтра.

«Молодежь менее всего видит выход в каких-то таких одноразовых акциях в отношении культурного наследия, она не считает это главным в сохранении культурного наследия, а некоторые считают, что протестные акции наносят вред культурному наследию. Такой парадокс», - говорит Галина Маланичева председатель Центрального совета ВООПИиК.

С начала года шел опрос жителей семи исторических городов. О богатом наследии страны говорят все и везде, но голосуют за торговые центры – моллы по посещаемости одни из самых популярных. В Нижнем Новгороде лишь треть называет Кремль главным символом. Только восемь процентов жителей Иркутска считают его историческим, у большинства город ассоциируется с грязью, и лишь потом вспоминается озеро Байкал. Калуга, трижды стоявшая на страже Москвы: во время татаро-монгольского ига, войны 1812 года и Великой Отечественной, этой истории словно тоже не видит.

«Приезжали калужане, они продвигают спа-отель, - говорит Ольга Зубкова, член секции по популяризации памятников истории и культуры ВООПИиК. – Какие спа-отели в Калуге? Разве это бренд города? И то же самое происходит в Твери».

Тверь, где нет Кремля, но самой историей создан другой туристический бренд – дорога из Петербурга в Москву, Путевой Дворец, куда великая княжна Екатерина Павловна перевозила весь двор, в самой области 170 усадеб. Знают об этом лишь специалисты. Только два процента взрослых могут провести экскурсию, у половины населения знания о памятниках – фрагментарные, у 17 процентов – высокие, но эти 17 с высокими знаниями не желают лично участвовать в акциях по охране наследия. Эти результаты, конечно не подарок к 45-тилетию, но сейчас ВООПИиК хотя бы будет знать – от кого можно ждать помощи, а где их так и не услышат.

О защите памятников архитектуры>>>